Это загадочное слово мнемотехника
17-01-2024 12:17

Это загадочное слово мнемотехника

 «Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».

 К. Д. Ушинский

Главный инструмент нашего разума – это память. Чтобы память нас в самые важные мгновения жизни не подводила, нужно постоянно её тренировать. Взяв за основу мнение великих педагогов, изучив методики современных педагогов, предлагаем  использовать в работе с детьми приёмы мнемотехники при заучивании стихов, при пересказе художественной литературы.

  Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

  Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание,воображение и речь ( как наиболее масштабную задачу). Речь выполняет важнейшие социальные функции в современной жизни , она помогает устанавливать связи с окружающими людьми , определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. 

Начиная со 2-й младшей группы, можно использовать мнемодорожки и мнемотаблицы. Их составление происходит при помощи символической аналогии. Символ это условный знак,  какого – нибудь понятия, чего – нибудь отвлечённого. (С. И. Ожегов). Для начала необходимо познакомить детей с графическим способом предоставления информации. Знакомство детей с данным способом начинается с картинок. Из которых составляются мнемодорожки.

   Мнемодорожка – полоска бумаги, на которой представлены схематически, в цветном виде, изображения стихов, сказок, пословиц, особенности времён года и т. д. Мнемодорожка несёт познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах. Начальный этап работы с мнемодорожками это рассматривание квадратов – картинок, составных частей будущей мнемодорожки. Затем, эти картинки соединяются в единое целое. В результате получается мнемодорожка, которую в дальнейшем можно с успехом использовать для речевого развития детей.  

     Мнемодорожку можно нарисовать самим или использовать для этого компьютерный графический редактор Paint.

Мнемодорожки можно построить на темы: о птицах, об игрушках, о насекомых, об одежде, об овощах и фруктах, о временах года и т. д. При помощи мнемодорожек можно использовать алгоритмы процессов умывания и одевания. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию, легко её запоминает.

   Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, так как у детей остаются в памяти цветные образы: одуванчик жёлтый, мышка серая и т. п. Усложнять изображение персонажа, вводить его графический вид надо постепенно.Переводить картинки частично в графический вид можно с детьми второй младшей группы во 2-й половине года. Тогда же в практике могут появиться мнемотаблицы.

    Если мнемодорожки состоят из малого количества информационных квадратов, то мнемотаблицы состоят из гораздо большего их числа. Для детей младшего и среднего возраста рекомендуемое их количество равно шести.

Мнемотаблицы могут быть:

      - предметные;

      - предметно- схематические;

      - схематические.

     Предметные мнемотаблицы  используются в работе с детьми младшего  возраста, а предметно- схематические с детьми среднего возраста.

 Работа с мнемотаблицами осуществляется в три этапа.

рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы

после перекодирования идёт пересказ сказки или стиха, либо какой- то другой тематики.

В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Кроме того, основывается на комплексном подходе, включающем:

- решение в единстве коррекционно - развивающих задач, обеспечивающих социально- личностное, коммуникативное, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка;

- специальную организацию развивающей среды;

- развитие мотивационно - потребностной сферы речевой деятельности.

В младшей группе можно использовать мнемотехнику для легкого запоминания последовательности разных процессов (здесь уже работает метод аудиализации, а не визуализации). Например: последовательность мытья рук. Открыть кран → взять мыло → намылить руки → сполоснуть руки → закрыть кран → вытереть руки полотенцем.

С помощью мнемосхем хорошо рассказывать детям о животных, насекомых, птицах. С помощью мнемотаблиц можно составить загадку. Нужно закрыть несколько карточек, чтобы дети догадались, что на них изображено. Например: На картинке изображен заяц. Воспитатель закрывает следующую картинку и спрашивает, где живет заяц (в лесу). Чем питается заяц? (травой, стеблями, корой деревьев). Какого цвета шубка у зайца? (серая, белая). После того как дети ответили на вопрос картинку нужно открыть. Если дети затрудняются ответить, воспитатель дает подсказки или отвечает сам. 

Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи. Качество работы педагогов детских садов напрямую зависит от умения своевременно и адекватно оценить уровень речевого развития, с тем, чтобы с раннего детства использовать потенциальные возможности  каждого малыша для эффективного освоения и познания окружающей действительности. Данная экспресс-диагностика предназначена для обследования речи ребенка воспитателем детского сада в рамках ежегодного педагогического обследования. Руководствуясь принципом учета актуального и потенциального уровня, т.е. зоны ближайшего развития, рекомендуется целью этой диагностики видеть - обеспечение развития основных сторон речи дошкольника на среднем и высоком уровне, через своевременное определение и устранение пробелов в речевом развитии ребенка на каждом возрастном этапе.

 Связная речь обследуется в первую очередь. Коммуникативная сторона не требует специального обследования – достаточно наблюдений воспитателя за речевым общением детей в группе. Уровень связных высказываний оценивается в беседах по картинкам, пересказу знакомых сказок, рассказыванию стихов, в старшем возрасте по самостоятельному  составлению рассказов. Во время обследования связной речи воспитатель отмечает, допускает ли ребенок ошибки и какие именно: в падежных окончаниях, в использовании предлогов, в согласовании слов в числе и роде, в искажении структуры слова. То есть одновременно со связной речью исследуется ее грамматическая сторона. Для более точного установления уровня грамматического строя предлагаются небольшие речевые упражнения. На этапе обследования связной речи воспитатель внимательно прислушивается к словам, которые использует ребенок. В зависимости от возраста по сюжетной картинке определяет качественную и количественную сторону словарного запаса. Например, в младшем возрасте предлагает ребенку назвать предметы на картинке, их цвет, форму и размер; назвать действия людей или животных и чем они производят эти действия. 

Начиная со второй младшей группы обследование рекомендуется проводить в начале учебного года –  сентябрь и в конце учебного года – май. В качестве наглядных опор могут послужить одна из сюжетных картинок:  «Дети играют в детском саду»,  «Игры на прогулке»,  «Стирка»,  «Семья»; иллюстрация к сказке  «Репка», книга стихов А.Барто, для уточнения словарного запаса

Связная речь

Коммуникативную функцию речи на специальном материале обследовать не рекомендуется, так как любой воспитатель сможет определить ее развитость по наблюдениям за общением ребенка в быту, а критерии указаны в таблице. При рассматривании и рассказывании по картинке по сравнению с первой младшей группой в конце второй младшей группы меняется характер вопросов. Задаются  вопросы, требующие от ребенка делать простейшие выводы: «Как мальчик играл с машинкой и кубиками?», «Почему мячик оказался на шкафу?», «Зачем девочка стирает кукле платье?», «Почему дед не мог вытянуть репку один?», «Зачем бабушка позвала внучку?». Ребенок с высоким уровнем отвечает предложением, хотя и может переставлять в нем слова, но логику вопроса соблюдает в своем ответе. Ребенок со средним уровнем понимает, что нужно ответить, но затрудняется построить фразу, поэтому отвечает односложно: «Она большая», «Грязно потому что», «Катал, возил» и т.д. А ребенок с низким речевым уровнем не может сделать простейшего вывода, поэтому либо не отвечает на вопрос, либо отвечает неадекватно. Такого ребенка можно попросить повторить предложение из 3-5-ти слов, составленное педагогом по картинке: «Девочка стирает платье в тазике», «Папа читает книгу своей дочке», «Мальчики катают мяч.» и т.д. На среднем уровне ребенок повторяет фразу правильно, на низком уровне переставляет или пропускает слова, не договаривает предложение или повторяет из него 1-2 слова. Хорошим показателем уровня связной речи в этом возрасте является умение пересказывать по картинкам знакомую сказку и рассказать стихотворение (критерии указаны в таблице).

Словарный запас и грамматический строй речи.

Обследование   словарного запаса и грамматического строя речи в начале  второй младшей группы  можно провести по играм, предложенным для обследования лексико-грамматической стороны речи детей от 2,5 до 3 лет.  По словарю исследуются следующие показатели:  

Существительные: различение, называние  предметов и   их частей  (у платья, рубашки-рукава, воротник, пуговицы); части тела животного; понимание обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.

Ребёнку задаются вопросы:

-Кошка - это животное, назови и покажи  ещё животных…

-У  бабушки на ногах лапти – это обувь, какая обувь у деда?

-Назови, что надето на голове у бабушки, дедушки и внучки?

-Назови одежду у бабушки, у дедушки, у внучки (юбка, жилетка,  фартук, штаны, рубашка)

-Посмотри на собаку  и скажи, что это? (хвост, ушки, лапы)

Дети с высоким уровнем различают и самостоятельно называют предметы и  их части; части тела  животного, понимают и правильно подбирают предметы к обобщающим понятиям

Чтобы уточнить, как ребёнок понимает и  подбирает предметы  к обобщающим понятиям, различает и называет части предметов (дети со средним и низким уровнем) предлагается  дидактическая игра «Наведи порядок» по картинкам . «Мышка, Кошка и Жучка так увлеклись игрой, что не заметили, как навели беспорядок в доме. Помоги  им навести порядок и разложить все предметы на свои места» Взрослый раскладывает по одному предмету в ряд слева - направо из каждой группы (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки) и говорит: « Здесь мы расставим мебель, вот сюда уберём посуду, в это место сложим одежду, рядом положим игрушки, а здесь – обувь» Затем предлагает ребёнку помочь разложить все предметы  на свои места. Дети со средним уровнем называют  части предметов и тела животного с  помощью взрослых, затрудняются в подборе предметов к обобщающим словам. Дети с низким уровнем  не называют части предметов и тела животного, или называют 1-2,не понимают обобщающих слов и не подбирают  к ним предметы. Для  проверки точности и адекватности глаголов  движения -  «везёт»,  едет, идёт, бежит, ползёт, прыгает, плавает, катает»,   предлагается рассмотреть  и рассказать « Кто и что делает»

Дети с высоким  уровнем самостоятельно  называют глаголы движений, детям  со средним уровнем требуется помощь педагога, а  у детей с низким уровнем слова-действия неточные, но близкие по лексическому значению.

После рассказывания сказки « Репка» для  уточнения понимания  ребёнкомприлагательных, обозначающих размер (высокий - низкий, длинный - короткий, большой - маленький), оттенки ( чёрный, белый, голубой, розовый, серый) и  форму (круглая)наречий педагог задает ребёнку следующие вопросы:

-Репка большая, а  какая мышка? (маленькая)

-Какого цвета  штаны у деда? (синие)

-Какого цвета небо? (голубого)

-Какого цвета сапоги у дедушки (чёрного)

-Какого цвета мышка (серого)

-Какая по форме репка? (круглая)

-Назови, кто впереди бабки? (дед)

-Назови, кто позади бабки? (внучка, жучка., кошка, мышка)

Дети с высоким уровнем при ответах на вопросы  различают и самостоятельно называют размер, все  оттенки,  форму, адекватно пользуются наречиями, а дети со средним уровнем неустойчиво называют  размер и некоторые оттенки, не всегда адекватно пользуются наречиями. Дети с низким уровнем называют основные цвета, совсем не называют оттенки, форму и размер предметов, не понимают значение наречий и неадекватно используют их в речи.

Грамматический строй речи

Следующие вопросы направлены на понимание и использование  предлогов В, На, За, Под, Около. Ребёнка просят ответить:

- Что у деда под ногами? (травка)

- А что у бабки над головой? (небо)

- Что у деда на голове? (кепка, фуражка)

- Куда посадил дед репку (в землю)

-Откуда дед тащит репку? (из земли)

 

Дети с высоким уровнем в активной речи адекватно употребляют эти предлоги. Для понимания противоположности предлогов под - над ,  можно  предложить ребёнку смоделировать ситуацию в дидактической игре  с игрушкой «птичка».

- Птичка летает над столом, под столом.

         Дети со средним понимают и  используют предлоги  верно, а в противоположных предлогах путаются. Дети на низком уровне самостоятельно  в речи предлоги  не употребляют, но при повторении фразы их проговаривают. Даже не всегда верно  выполняет инструкции взрослых. Чтобы   уточнить понимание предлогов детьми, следует предложить ребёнку смоделировать ситуацию в дидактической игре  с игрушками: птичка, стол, коробка. Ребёнку предлагается выполнить действия с птичкой:

-Посади птичку на стол

-Спрячь птичку в коробку

-А теперь птичка спряталась под стол

-Птичка летает над столом и прячется за коробку

Для  проверки понимания  и умения образовывать (по аналогии)   слов  с уменьшительно – ласкательными  суффиксами  «-к», «-ик», «-чик» предложите ребёнку поиграть в словесную игру «Большой - маленький» по сказке « Репка»:

-Большая мышь, а маленькая….(мышка)

И по аналогии – «кошка – кошечка», «собака – собачка», «репа – репка», «трава – травка», «рука – ручка», «нога – ножка».

Дети с высоким уровнем развития понимают,  употребляют, по аналогии образовывают слова уменьшительно – ласкательного значения с суффиксами «к», «ик», «чик». Дети  со средним уровнем смысл слов  с уменьшительно- ласкательным значением понимают, но в активной  речи не всегда использует, поэтому можно предложить игру  по вопросам:

 - У меня большой  нос, а у тебя маленький…. носик.

- У меня большие глаза, а у тебя маленькие…  глазки.

- У меня большие пальцы, а у тебя маленькие…пальчики.

Дети с низким уровнем развития не могут адекватно изменить слово с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса. Они так и скажут:

« У меня маленькие глаза, маленькие пальцы»

          Во время рассказывания сказки следует обратить внимание на произнесение   слов из 3-4 слогов со стечением согласных (дедушка, бабушка, внучка, сапоги, рубашка, фуражка). Дети с высоким уровнем развития все эти слова произносят верно. Дети со средним уровнем могут в речи произнести эти слова не чётко, но при повторении за взрослым не переставляют и не пропускают слогов, но могут пропустить звуки. Дети с низким уровнем переставляют слоги (  сапоги - «пасаги») пропускают звуки ( внучка - «нучка», рубашка - «убака»)

 

Обследование связной речи детей (по Стребелевой )

1.Методика «Расскажи».

Цель:диагностика уровня развития связной речи.

Оборудование: сюжетная картинка «дождик».

Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать. При затруднениях ему предлагают ответить наследующие вопросы: «Кого видишь на картинке? Что делает девочка? Что делают мальчики? С кем играла девочка, мальчик? Куда бегут дети? Почему побежали дети?»

2.Методика «Расскажи стихотворение».

Цель: выявление уровня развития связной речи.

Ход обследования:

Ребенка просят рассказать стихотворение, при затруднениях взрослый начинает рассказывать сам стихотворение (А. Барто) «Наша Таня» или «Бычок», предоставляя возможность ребенку продолжить стихотворение.

3.Методика «Пересказ сказки».

Цель: выявление умения пересказывать

Взрослый предлагает ребенку рассказать сказку: «Ты знаешь сказку про курочку Рябу? Расскажи ее».

1) ребенок пересказывает сказку самостоятельно

2) рассказывает по вопросам воспитателя

3) называет отдельные слова.

Ребенок с высоким уровнем отвечает предложением, хотя и может переставлять в нем слова, но логику вопроса соблюдает в своем ответе.

Ребенок со средним уровнем понимает, что нужно ответить, но затрудняется построить фразу, поэтому отвечает односложно: «Она большая», «Грязно потому что», «Катал, возил» и т.д.

 Ребенок с низким речевым уровнем не может сделать простейшего вывода, поэтому либо не отвечает на вопрос, либо отвечает неадекватно. Такого ребенка можно попросить повторить предложение из 3-5-ти слов, составленное педагогом по картинке: «Девочка стирает платье в тазике», «Папа читает книгу своей дочке», «Мальчики катают мяч.» и т.д. На среднем уровне ребенок повторяет фразу правильно, на низком уровне переставляет или пропускает слова, не договаривает предложение или повторяет из него 1-2 слова. Хорошим показателем уровня связной речи в этом возрасте является умение пересказывать по картинкам знакомую сказку и рассказать стихотворение