Таблица проекта поправок в Конституцию Республики Казахстан.

Дата: 2022-05-16 11:16:05

Таблица проекта поправок в Конституцию Республики Казахстан.

№№

По действующей Конституции до принятия изменений и дополнений          

По проекту внесение изменений и дополнений в Конституцию РК (в новой редакции)

Примечания

1.

Статья 4

1. Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики.

В пункте 1 статьи 4слово «Совета» заменить словом «Суда».

 

2.

Статья 6

3. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.

Пункт 3 статьи 6изложить в следующей редакции: «3. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.»

 

Народ является собственником земли и природных ресурсов.

Окончательное закрепление в Конституции нормы о том, что народ является собственником земли и природных ресурсов, будет иметь большое политическое значение, исключит любые разночтения в будущем.

3.

Статья 15

2. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.

 

Пункт 2 статьи 15изложить в следующей редакции: «2. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь запрещается.».

 

Полный запрет на смертную казнь.

В конце 2021 года Қасымжомарт Тоқаев подписал закон о полной отмене смертной казни. Он согласился с мнением ряда правозащитников и заявил, что отмена должна быть принята без каких-либо оговорок.

4.

Статья 23

2. Военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии.

Пункт 2 статьи 23изложить в следующей редакции: «2. Председатели и судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и иных судов, председатели и члены Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты Республики, военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов не должны состоять в политических партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии.».

 

 

Предусматривается что Президент не должен состоять в политической партии, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии. Такой возможности также лишаются: 

  • председатели и судьи Конституционного суда;

  • судьи Верховного суда и иных судов;

  • председатели и члены Центральной избирательной комиссии;

  • председатели и члены Высшей аудиторской палаты;

  • военнослужащие;

  • работники органов национальной безопасности;

  • сотрудники правоохранительных органов.

5.

Статья 24

1. Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения.  

Пункт 1 статьи 24изложить в следующей редакции: «1. Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только на основании судебного акта о признании виновным в совершении уголовного или административного правонарушения либо в условиях чрезвычайного или военного положения.»Уполномоченный по правам человека в Казахстане

Принудительный труд раньше допускалось исключительно по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. Теперь же принудительный труд назначаются на основании судебного акта признанного виновным по административным правонарушениям.

6.

Статья 42

2. Присяга приносится во вторую среду января в торжественной обстановке в присутствии депутатов Парламента, членов Конституционного Совета, судей Верховного Суда, а также всех бывших Президентов Республики. В случае, предусмотренном статьей 48 Конституции, лицом, принявшим на себя полномочия Президента Республики Казахстан, присяга приносится в течение одного месяца со дня принятия полномочий Президента Республики.

 

5. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд. Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан.

В статье 42: «2.Присяга приносится во вторую среду января в торжественной обстановке в присутствии депутатов Парламента, судей Конституционного Суда, Верховного Суда, а также экс-Президентов Республики. В случае, предусмотренном статьей 48 Конституции, лицом, принявшим на себя полномочия Президента Республики Казахстан, присяга приносится в течение одного месяца со дня принятия полномочий Президента Республики.»;

 

 

 

2) часть вторую пункта 5 исключить.

В настоящей статье говорится, что один и тот же человек не может быть избран президентом Казахстана более двух раз подряд. Сейчас это ограничение не распространяется на первого президента республики Нурсултана Назарбаева.

В новой редакции строка «настоящее ограничение не распространяется на первого президента Республики Казахстан» предлагают исключить. Таким образом, если Президент не сможет править более двух сроков подряд. То же самое касается нынешнего главы государства.

 

7.

Статья 43

1. Президент Республики Казахстан не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность.

Статью 43 дополнить пунктами 3 и 4следующего содержания:

«3. На период осуществления своих полномочий Президент Республики Казахстан не должен состоять в политической партии.

4. Близкие родственники Президента Республики Казахстан не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора.».

Подразумевается уход от супер президентской власти в сокращении полномочий главы государства и усиление роли Парламента. Делегирование часть полномочия другими органами и равно удаленность от всех политических объединений как один из принципов нового Казахстана.

 

 

8.

Статья 44

2) назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики и его Палаты; созывает первую сессию Парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана; созывает внеочередную сессию Парламента; подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования;

 

3) после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру Премьер-Министра Республики; с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики; освобождает от должности Премьер-Министра Республики; по представлению Премьер-Министра определяет структуру Правительства; по представлению Премьер-Министра, внесенному после консультаций с Мажилисом Парламента, назначает на должности членов Правительства; самостоятельно назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел; освобождает от должностей членов Правительства; принимает присягу членов Правительства; при необходимости председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам; отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы;

 

4) с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; освобождает их от должностей;

 

 

 

 

7) назначает на должности сроком на пять лет Председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии, Председателя и двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

 

10-1) в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства направляет обращение в Конституционный Совет о рассмотрении вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции Республики, о даче заключения в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 91Конституции Республики Казахстан;

 

19) назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Республики Казахстан, определяет его статус и полномочия; формирует Администрацию Президента Республики;

В статье 44:

1) в подпункте 2) слова «Сенатом Парламента» заменить словом «Парламентом»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) в подпункте 3) слова «отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы;» исключить;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) подпункт 4) изложить в следующей редакции:

«4) с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Конституционного Суда, Председателя Национального Банка, Председателя Высшего Судебного Совета, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; освобождает их от должностей;»;

 

4) в подпункте 7) слова «Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета» заменить словами «Высшей аудиторской палаты»; 

 

 

 

5) в подпункте 10-1) слово «Совет» заменить словом «Суд»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6) в подпункте 19) слово «секретаря» заменить словом «советника».

 

9.

Статья 46

4. Статус и полномочия Первого Президента Казахстана определяются Конституцией Республики и конституционным законом.

Пункт 4 статьи 46 исключить.

Исключена норма о неизменном статусеПервого Президента какоснователя независимого Казахстана. Из Конституции полностью исключены термины «Елбасы» и
«Первый Президент».

 

10.

Статья 471. Президент Республики Казахстан может быть досрочно освобожден от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. В этом случае Парламент образует комиссию, состоящую из равного от каждой Палаты числа депутатов и специалистов в соответствующих областях медицины. Решение о досрочном освобождении принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов каждой из Палат на основании заключения комиссии и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур.

 

2. Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может быть за это отрешен от должности Парламентом. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании может быть принято большинством от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее чем одной трети его депутатов. Расследование обвинения организуется Сенатом, и его результаты большинством голосов от общего числа депутатов Сената передаются на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента. Окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа голосов депутатов каждой из Палат при наличии заключения Верховного Суда об обоснованности обвинения и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур. Непринятие окончательного решения в течение двух месяцев с момента предъявления обвинения влечет за собой признание обвинения против Президента Республики отклоненным. Отклонение обвинения Президента Республики в совершении государственной измены на любой его стадии влечет за собой досрочное прекращение полномочий депутатов Мажилиса, инициировавших рассмотрение данного вопроса.

В статье 47: 1)в пункте 1 слово «Совета» заменить словом «Суда»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) в пункте 2 слово «Совета» заменить словом «Суда».

 

-

11.

Статья 50 предложение второе пункта 2: Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

 

3. Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом.

В статье 50: 1) предложение второе пункта 2 изложить в следующей редакции:

«Десять депутатов Сената назначаются Президентом Республики, пять из которых – по предложению Ассамблеи народа Казахстана.»;

 

 

2) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Мажилис состоит из девяноста восьми депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам.».

На сегодня мажилис парламента Казахстана (нижняя палата), согласно Конституции, состоит из 107 депутатов. Теперь их будет 98. Депутаты будут избираться в порядке, установленном конституционным законом по смешанной избирательной системе:

 

— по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа;.

— по одномандатным территориальным избирательным округам.

Квота АНК в Мажилисе исключается

 

12.

Статья 51

1. Избрание девяноста восьми депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента.

Пункт 1 статьи 51изложить в следующей редакции:

«1. Избрание депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента.».

 

 

 

 

13.

Статья 52

5. Депутат Мажилиса Парламента лишается своего мандата при:

1) выходе или исключении депутата из политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран;

 

2) прекращении деятельности политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом депутат избран.

 

 

Часть третью пункта 5 статьи 52изложить в следующей редакции:

«Депутат Мажилиса Парламента лишается своего мандата при:

1) выходе или исключении депутата из политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран на основе партийного списка;

2) прекращении деятельности политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом депутат избран на основе партийного списка;

 

3) отзыве избирателями в порядке, определяемом конституционным законом, депутата, избранного по одномандатному территориальному избирательному округу.».

 

14.

Статья 53 

Парламент на совместном заседании Палат:

1) по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)утверждает отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета. Неутверждение Парламентом отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета означает выражение Парламентом вотума недоверия Правительству;

 

6)заслушивает ежегодные послания Конституционного Совета о состоянии конституционной законности в Республике;

 

В статье 53:

1) дополнить подпунктами 1-1) и 1-2) следующего содержания:

«1-1) принимает конституционные законы;

1-2) проводит повторное обсуждение и голосование по конституционным законам или статьям конституционного закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. Если Парламент большинством в три четверти голосов от общего числа депутатов каждой из Палат преодолеет возражения Президента, Президент в течение одного месяца подписывает конституционный закон. Если возражения Президента не преодолены, конституционный закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом;»;

 

2) в подпункте 2) слова «Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета» заменить словами «Высшей аудиторской палаты»;

 

 

 

 

 

 

3) в подпункте 6) слово «Совета» заменить словом «Суда».

 

15.

Статья 54

1. Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате принимает конституционные законы и законы, в том числе: 

 

п.2 п,п.2)проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Не соблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. Если Мажилис и Сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердят ранее принятое решение, Президент в течение одного месяца подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены хотя бы одной из Палат, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом. Возражения Главы государства на принятые Парламентом конституционные законы рассматриваются в предусмотренном настоящим подпунктом порядке. При этом возражения Президента на конституционные законы преодолеваются Парламентом не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат;

В статье 54:

1) абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции: «1. Парламент принимает законы в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате, в том числе:»;

 

2) подпункт 2) пункта 2 изложить в следующей редакции: «2) проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. Если Мажилис и Сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат преодолеют возражения Президента, Президент в течение одного месяца подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены хотя бы одной из Палат, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом;».

 

 

16.

Статья 55

2) дача согласия на назначение Президентом Республики Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности Республики;

 

 

 

 

 

3) лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики;

В статье 55:

1) подпункт 2) изложить в следую­щей редакции:

«2) дача согласия на назначение Президентом Республики Председателя Конституционного Суда, Председателя Национального Банка, Председателя Высшего Судебного Совета, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности Республики;»;

 

2) подпункт 3) дополнить словами «,Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан».

 

17.

Статья 56

1. К исключительному ведению Мажилиса относится:

1) принятие к рассмотрению внесенных в Парламент проектов конституционных законов и законов и рассмотрение этих проектов;

 

3) объявление очередных выборов Президента Республики;

В пункте 1 статьи 56:

1) в подпункте 1) слова «и рассмотрение этих проектов» исключить;

 

 

 

 

 

2) дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания: «3-1) заслушивание два раза в год отчета Председателя Высшей аудиторской палаты;».

 

18.

Статья 57

Каждая из Палат Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты:

1) назначает на должности двух членов Конституционного Совета; назначает на пятилетний срок на должности двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

Подпункт 1) статьи 57 изложить в следующей редакции:

«1) назначает на должности трех судей Конституционного Суда; назначает на пятилетний срок на должности двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Высшей аудиторской палаты;».

 

19.

Статья 58

3. Председатели Палат Парламента:

7) представляют Палатам кандидатуры для назначения на должности членов Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

Подпункт 7) пункта 3 статьи 58изложить в следующей редакции:

«7) представляют Палатам кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, членов Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты;».

 

20.

Статья 61

2. Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, означающее, что соответствующие законопроекты должны быть приняты в первоочередном порядке в течение двух месяцев.

 

 

 

 

 

 

3. Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся: 1) правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц;

2) режима собственности и иных вещных прав;

3) основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы;

 

4. Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти дней представляется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии.

 

 

 

 

 

 

5. Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-1. Проект конституционного закона, рассмотренный и одобренный не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Сената проект становится конституционным законом и в течение десяти дней представляется Президенту Республики на подпись. Отклонение в целом проекта конституционного закона осуществляется Мажилисом или Сенатом большинством голосов от общего числа депутатов Палаты.

В статье 61:

1) пункт 2 дополнить частью второй следующего содержания:

«Законопроекты, внесенные в порядке законодательной инициативы Правительства Республики в целях оперативного реагирования на условия, создающие угрозу жизни и здоровью населения, конституционному строю, охране общественного порядка, экономической безопасности страны, подлежат рассмотрению Парламентом немедленно на совместном заседании его Палат.»;

 

2) пункт 3 дополнить частью третьей следующего содержания:

«В случае внесения в Парламент законопроектов, предусмотренных частью второй пункта 2 настоящей статьи, Правительство Республики вправе принимать под свою ответственность временные нормативные правовые акты, имеющие силу закона, по вопросам, указанным в части первой настоящего пункта, которые действуют до вступления в силу принятых Парламентом законов или до непринятия Парламентом законов.»;

 

 

 

 

3) пункты 4 и 5 изложить в следующей редакции:

«4. Закон, принятый большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней.

Мажилис вправе в целом отклонить проект закона большинством голосов от общего числа депутатов. Отклоненный законопроект считается непринятым и возвращается инициатору.

Закон, одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Сената, в течение десяти дней представляется Президенту на подпись. Если Сенат не одобрит закон в целом или отдельные его статьи, то закон возвращается в Мажилис. При этом Сенат вправе предложить Мажилису новую редакцию отдельных статей закона.

В случае, если Сенат в течение шестидесяти дней не принял соответствующего решения, закон представляется Президенту на подпись.

 

5.Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенной Сенатом редакцией отдельных статей закона, закон считается принятым Мажилисом в новой редакции и одобренным Сенатом и в течение десяти дней представляется Президенту на подпись.

Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против предложенной Сенатом редакции отдельных статей закона, а также в случае, если Сенат не одобрил закон в целом, разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.

Выработанная согласительной комиссией редакция закона подлежит рассмотрению Мажилисом и Сенатом в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.

В случаях, когда Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов Палаты не принял закон в редакции, предложенной согласительной комиссией, Мажилис проводит повторное голосование по закону в ранее принятой редакции.

Если при повторном голосовании Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты подтвердит ранее принятое решение, закон в течение десяти дней представляется Президенту на подпись.

Если закон не наберет указанного большинства голосов депутатов Мажилиса, закон считается непринятым и возвращается инициатору.»;

 

 

4) пункт 5-1 исключить.

 

21.

Статья 62

5. Законодательные акты Парламента и его Палат принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Палат, если иное не предусмотрено Конституцией. 

 

 

 

 

 

6. Проведение не менее двух чтений по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан обязательно.

В статье 62:

1) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Законы принимаются Мажилисом, одобряются Сенатом большинством голосов от общего числа депутатов Палат, если иное не предусмотрено Конституцией.

Постановления Парламента и его Палат принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Палат, если иное не предусмотрено Конституцией.»;

 

2) пункт 6 после слова «Казахстан» дополнить словами «, по проектам конституционных законов».

Конституционные законы принимаются
Парламентом на совместном заседании
Палат, в не менее двух чтениях.

 

22.

РазделVI       

Конституционный Совет

 

В заголовке раздела VI слово «Совет» заменить словом «Суд».

Конституция является опорой всей правовой системы. В Казахстане различные правовые нормы объясняются Конституционным советом. Но граждане не могут напрямую обратиться в совет. Во многих странах имеется институт Конституционного суда, туда может обратиться любой гражданин.  Такой орган необходим для того, чтобы эксперты следили за сохранностью норм Конституции. Конституционный суд призван давать компетентный комментарии и разъяснении и даже отменять законодательные нормы если они окажутся противоречащие Конституции Республики Казахстан.

23.

Статья 71

1. Конституционный Совет Республики Казахстан состоит из семи членов, полномочия которых длятся шесть лет. Пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-Президенты Республики.

 

 

 

2. Председатель Конституционного Совета назначается Президентом Республики, и в случае разделения голосов поровну его голос является решающим.

 

3. Два члена Конституционного Совета назначаются Президентом Республики, по два члена Конституционного Совета назначаются соответственно Сенатом и Мажилисом.

     Половина членов Конституционного Совета обновляется каждые три года.

 

 

4. Должность Председателя и члена Конституционного Совета несовместимы с депутатским мандатом, занятием иных оплачиваемых должностей, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождение в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

 

5. Председатель и члены Конституционного Совета в течение срока своих полномочий не могут быть арестованы, подвергнуты приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечены к уголовной ответственности без согласия Парламента, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.

 

6. Организация и деятельность Конституционного Совета регулируются конституционным законом.

Статью 71 изложить в следующей редакции: «Статья 71

1. Конституционный Суд Республики Казахстан состоит из одиннадцати судей, включая Председателя, полномочия которых длятся шесть лет.

Одно и то же лицо не может быть назначено судьей Конституционного Суда более двух раз подряд.

 

2. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики с согласия Сената Парламента.

 

 

 

3. Четверо судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики, по трое судей Конституционного Суда назначаются соответственно Сенатом и Мажилисом.

Заместитель Председателя Конституционного Суда назначается Президентом Республики по представлению Председателя Конституционного Суда из числа судей Конституционного Суда.

 

4. Должность судьи Конституционного Суда несовместима с депутатским мандатом, занятием иных оплачиваемых должностей, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

 

 

 

 

5. Судьи Конституционного Суда в течение срока своих полномочий не могут быть арестованы, подвергнуты приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечены к уголовной ответственности без согласия Парламента, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.

 

 

 

6. Организация и деятельность Конституционного Суда регулируются конституционным законом.».

Председатель Конституционного Суда и
Председатель Высшего Судебного
Совета назначается Президентом с
согласия Сената Парламента.

24.

Статья 72

1. Конституционный Совет по обращению Президента Республики Казахстан, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министра:

2. Конституционный Совет рассматривает обращения Президента Республики в случаях, предусмотренных подпунктом 10-1) статьи 44Конституции, а также обращения судов в случаях, установленных статьей 78Конституции.

В статье 72:

1) в пунктах 1 и 2 слово «Совет» заменить словом «Суд»;

 

 

 

2) дополнить пунктами 3, 4 и 5 следующего содержания:

«3. Конституционный Суд по обращениям граждан рассматривает на соответствие Конституции Республики нормативные правовые акты Республики Казахстан, непосредственно затрагивающие их права и свободы, закрепленные Конституцией.

Порядок и условия обращения граждан в Конституционный Суд определяются конституционным законом.

4. Конституционный Суд по обращениям Генерального Прокурора Республики рассматривает вопросы, указанные в подпунктах 3) и 4) пункта 1 настоящей статьи, а также нормативные правовые акты Республики Казахстан на их соответствие Конституции Республики.

5. Конституционный Суд по обращениям Уполномоченного по правам человека рассматривает на соответствие Конституции Республики нормативные правовые акты, затрагивающие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина.».

 

25.

Статья 73

1. В случае обращения в Конституционный Совет по вопросам, указанным в подпункте 1)пункта 1 статьи 72 Конституции, вступление в должность Президента, регистрация избранных депутатов Парламента либо подведение итогов республиканского референдума приостанавливаются.

 

2. В случае обращения в Конституционный Совет по вопросам, указанным в подпунктах 2) и 3) пункта 1статьи 72 Конституции, течение сроков подписания либо ратификации соответствующих актов приостанавливается.

 

3. Конституционный Совет выносит свое решение в течение месяца со дня поступления обращения. Этот срок по требованию Президента Республики может быть сокращен до десяти дней, если вопрос не терпит отлагательства.

В статье 73:

1) в пунктах 1 и 2 слово «Совет» заменить словом «Суд»; 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Конституционный Суд выносит свое решение в сроки, установленные конституционным законом.».

 

 

 

 

26.

Статья 74

2. Законы и иные правовые акты, признанные неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению.  

 

 

 

 

3. Решения Конституционного Совета вступают в силу со дня их принятия, являются общеобязательными на всей территории Республики, окончательными и обжалованию не подлежат.

 

 

В статье 74:

1) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Законы и иные правовые акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению со дня принятия Конституционным Судом решения или с даты, им установленной.»;

 

2) в пункте 3 слово «Совета» заменить словом «Суда».

 

27.

Раздел VII

Суды и правосудие

 

Заголовок раздела VII изложить в следующей редакции: «Раздел VII

Суды и правосудие. Прокуратура. Уполномоченный по правам человека».

 

28.

Статья 78

Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным.

 

В статье 78 слово «Совет» заменить словом «Суд».

 

29.

Статья 82

4. Высший Судебный Совет состоит из Председателя и других лиц, назначаемых Президентом Республики.  

 

 

5. Статус и организация работы Высшего Судебного Совета определяются законом.

Пункты 4 и 5 статьи 82изложить в следующей редакции:

«4. Председатель Высшего Судебного Совета назначается Президентом Республики с согласия Сената Парламента.

 

5. Статус, порядок формирования состава и организация работы Высшего Судебного Совета определяются законом.».

 

30.

4. Компетенция, организация и порядок деятельности прокуратуры Республики определяются законом.

В пункте 4 статьи 83слово «законом» заменить словами «конституционным законом».

 

 

31.

 

Дополнить статьей 83-1 следующего содержания:

«Статья 83-1

1. Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан содействует восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, способствует продвижению прав и свобод человека и гражданина.

2. При осуществлении своих полномочий Уполномоченный по правам человека независим и неподотчетен государственным органам и должностным лицам.

3. Уполномоченный по правам человека в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.

4. Правовое положение и организация деятельности Уполномоченного по правам человека определяются конституционным законом.».

Статус омбудсмена закрепят в Конституции

Уполномоченный по правам человека в Казахстане будет отдельно упомянут в Конституции в статье 83−1, которой сейчас не существует. В ней сказано, что омбудсмен восстанавливает нарушенные права и свободы человека и гражданина, и способствует их продвижению.

В своей работе он независим и неподотчетен государственным органам и должностным лицам.

Уполномоченный по правам человека в период своей работы также не может быть арестован или подвергнут приводу без согласия сената.

 

32.

Статья 87

4. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики с согласия маслихатов соответственно областей, городов республиканского значения и столицы. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность, а также освобождаются от должности в порядке, определяемом законом. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. По инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов маслихата может быть поставлен вопрос о выражении вотума недоверия акиму. В этом случае маслихат большинством голосов от общего числа его депутатов вправе выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед Президентом Республики либо вышестоящим акимом. Полномочия акимов областей, городов республиканского значения и столицы прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента Республики.

В статье 87:

1) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики с согласия депутатов маслихатов, расположенных на территории области, или депутатов маслихатов городов республиканского значения и столицы соответственно.

Президент Республики предлагает не менее двух кандидатур, по которым проводится голосование. Кандидат, набравший большее количество голосов депутатов маслихатов, принявших участие в голосовании, считается получившим согласие.

Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность, а также освобождаются от должности в порядке, определяемом законом. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать от должностей акимов областей, городов республиканского значения и столицы.»;

 

2) предложение второе пункта 5 изложить в следующей редакции:

«В этом случае маслихат большинством голосов от общего числа его депутатов вправе выразить недоверие Акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед Президентом Республики в отношении акимов областей, городов республиканского значения и столицы либо вышестоящим акимом в отношении акимов иных административно-территориальных единиц.».

 

33.

Статья 88

4. Решения и распоряжения акимов могут быть отменены, соответственно, Президентом, Правительством Республики Казахстан либо вышестоящим акимом, а также в судебном порядке.

В пункте 4 статьи 88слово «Президентом,» исключить.

 

34.

Статья 91

2. Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными.

 

3. Изменения и дополнения в Конституцию Республики выносятся на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента Республики при наличии заключения Конституционного Совета об их соответствии требованиям, установленным пунктом 2 настоящей статьи.

В статье 91:

1) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, основополагающие принципы деятельности Республики являются неизменными.»;

 

 

 

 

2) в пункте 3 слово «Совета» заменить словом «Суда».

 

35.

 

Дополнить статьей 99 следующего содержания:

«Статья 99

1. До формирования Конституционного Суда и Высшей аудиторской палаты председатели и члены Конституционного Совета и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета сохраняют свои полномочия.

До формирования Конституционного Суда функции Конституционного Суда, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 72 Конституции, осуществляет Конституционный Совет.

2. Нормативные постановления Конституционного Совета применяются в части, не противоречащей Конституции, до их пересмотра Конституционным Судом.

3. Положения Конституции Республики Казахстан о формировании Палат Парламента применяются начиная с выборов депутатов Мажилиса Парламента восьмого созыва.».

Статья 2.

1. Положения Конституции Республики Казахстан, определяющие порядок принятия конституционных законов и законов, а также деятельность Конституционного Суда, вводятся в действие с 1 января 2023 года.

Законопроекты, одобренные Мажилисом и находящиеся на рассмотрении Парламента на 1 января 2023 года, считаются законами и рассматриваются в порядке, установленном статьей 61 Конституции Республики Казахстан.

2. Нормы Конституции Республики Казахстан, устанавливающие новый порядок наделения полномочиями должностных лиц, вводятся в действие по мере истечения срока полномочий или прекращения полномочий этих должностных лиц, если иное не предусмотрено Конституцией Респуб­лики Казахстан.

3. До формирования состава Высшей аудиторской палаты Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета продолжает осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 3. Настоящий Закон вводится в действие со дня официального опубликования сообщения об итогах референдума с учетом положений статьи 2 настоящего Закона.

 

           

            Как сообщалось 4 мая, власти Казахстана отказались от закрепления роли Назарбаевав Конституции. Об этом стало известно уже после того, как поправки в Конституционный закон «О республиканском референдуме» были одобрены мажилисом и направлены в сенат. В тот же день 4 мая стало известно, что Токаев направил новое обращение в Конституционный совет, содержание которого до последнего времени не раскрывалось. В итоге, 5 мая сенат вернул в мажилис законопроектиз-за статьи с формулировкой про Назарбаева. Позже в кулуарах парламента спикер сената Маулен Ашимбаев оценил в 95-99%долю противников закрепления статуса Назарбаева в Конституции. Тогда же в кулуарах министр юстиции Канат Мусин сообщил, что новое обращение Токаева в Конституционный совет касалось статуса Назарбаева в Конституции. В этот же день исключение упоминания статуса Назарбаева из Конституции одобрил мажилис, тем самым, документ направлен на подпись Токаеву. Вместе с тем, в мажилисе не исключают прекращениядействия закона о первом президенте. Вечером 5 мая Токаев подписал поправкив закон «О республиканском референдуме». В этот же день он назначил 5 июнядатой проведения референдума по поправкам в Конституцию. Как пояснил в этот же день в ходе телеобращения Токаев, Казахстан вышел на финишную прямую реализации конституционной реформы.