Информация на заседание постоянной комиссии маслихата
В целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана,образование страны стремительно выходит на новую траекторию развития. Президент страны в своей статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу всеобщего труда» подчеркивает, что «модернизация системы образования в Казахстане целесообразно по трем главным направлениям: оптимизации образовательных учреждений, модернизации учебно - воспитательного процесса, повышения эффективности и доступности образовательных услуг».
Последние годы система образования претерпевает дина-мичные изменения, направленные на улучшение её качества.
Анализ обозначенных в планах МОН РК показателей и индикаторов реализации «Государственной программы развития образования РК на 2016 - 2019 годы» позволяет сделать вывод, что система среднего образования города справляется с поставленными задачами.
Во исполнение решения городского маслихата от 30 марта 2015 года за № 36/291:
ØПо применению имиджевых проектов, направленных на повышение престижа профессии учителя и его статуса в обществе в 2016 году 34 директоров учреждений дошкольного, общеобразовательного и дополнительного образования города прошли курсы повышения на базе УМЦ Карагандинской области.
Росту профессионального мастерства способствует также и новый формат курсовой подготовки учителей. Так на сегодняшний день около 200 педагогов окончили курсы по уровневым программам Кембриджкого Университета, что составляет 18% от общего количества педагогов города.
Количество учителей, принимающих участие в различных конкурсах, смотрах и выставок республиканского и международного уровнейувеличилось до 9%.
Наблюдается рост на 14 % педагогов - участников областных конкурсов педагогического мастерства, олимпиад, смотров и выставок.
Так например:
- В мае 2016 года команда старшеклассников ОСШ№17 заняла 1- место в республиканской педагогической олимпиаде «Талантливый учитель – одаренным детям», а учитель информатики ОСШ№16 Надирбеков Азилхан в данном конкурсе занял 2 место.
- В ноябре 2016 года учитель математики лицея №2 Әлжан Бекзат заняла 1- место в областном конкурсе педагогического мастерства «Учитель года – 2016».
Участие организаций образования в областных проектах составляет 38 %. Это такие проекты, как: «Чтение в радость», «Математика вокруг нас», «Робототехника», «Живая карта», «Экономика вокруг нас».
В текущем учебном году на базе города проведено четыре областных семинара по обобщению опыта работы в реализации данных проектов с приглашением педагогов городов Караганды, Жезказгана, Сатпаева, Шахтинска,Темиртау, Приозерска, Бухар- Жырауского, Шетского и Абайского районов.
12 % организаций образования являются экспериментальными площадками областного уровня: это - лицей №2 имени Абая, школа-гимназия №7 имени С.Сейфуллина, школа-лицей №15 , ОСШ №17.
В части участия в инновационных проектах - большой ответственностью для образования города является то, что приказом руководителя Управления образования все 18 школ города в этом учебном году включены в областной проект «Электронный классный журнал».
В 2016 – 2017 учебном году по городу подключены 4- инновационные школы к внедрению еще одного областного проекта «Инженеры будущего». Цель проекта – привлечение школьников в техническую сферу и повышения имиджа инженерной профессии. Партнером проекта является научно – образовательный фонд «Synergy». Фонд бесплатно предоставляет организациям образования программное обеспечение, проводит обучение педагогов и осуществляет методическую поддержку. В марте 2017 года в Караганде прошел областной конкурс, где участвовали на очном туре две инновационные школы: гимназия и ШГ№7. Ими получены сертификаты.
Актуальной проблемой для образования города является создание условий, обеспечивающих доступность и качество образования детям с ограниченными возможностями здоровья.
В городе определилась 1 образовательная организация по внедрению инклюзивного образования, которой присвоен статус «Стажерской площадки». Это ОСШ №1. Охват инклюзивным образованием детей школьного возраста увеличился с 31% до 33%.
ØОтделом образования целенаправленно ведется работа по своевременному достижению индикаторов и показателей Программы по прохождению уровневых курсов ПК нового формата, курсов по применению ИКТ в обучении учителями и руководителями школ.
Обучение начато с работников отдела образования. Так в 2016 году обучены:
- руководитель отдела образования и заведующая методическим кабинетом по актуальным вопросам развития образования;
- 4 методиста отдела образования по внедрению обновления содержания образования, по критериальному оцениванию – 3 методиста, в марте 2017 года прошла обучение еще 1 методист. Обученность методического кабинета составляет 100 %;
В рамках исполнения поручений Акима области по итогам августовского совещания из 18 директоров школ на образовательной on-line площадке Coursera прошли обучение – 7, на стадии продолжения - 11.
В Осенней школе, организованной Управлением образования по вопросу повышения предметной компетенции педагогов приняли участие 24 учителя: это учителя математики, физики, казахского языка, а также член Британского совета, учитель физики Ш/Л№15 (Сулейменова Сымбат).
Курсы по внедрению обновленного содержания образования в 2016 году прошли обучение – 237 педагогов. На 2017 год запланировано прохождение еще 280 педагогов ( на базе ЦПМ – 50, на базе «Өрлеу» - 230).
А также пройдут курсы 37 членов административного корпуса учреждений образования, в том числе:
Директора – 15
Заместители по УР – 12
Заместители по ВР – 10
В рамках реализации дорожной карты по внедрению трехъязычного образования определена пилотная школа - это школа-лицей №15, а также запланировано обучение 40 педагогов естественно-математического направления, на что из РБ выделено порядка 13,0 млн. тенге (замещение и доплата).
ØАктивно обновляются формы и методы обучения через внедрение элементов инновационного опыта НИШ и использование современных образовательных технологий.
Второй год в двух школах города проходит эксперимент по апробации и трансляции опыта работы НИШ: это - ШЛ№15 и ОСШ№17. В течение учебного года они являются активными участниками областных семинаров, тренингов, мастер – классов. Совместно с Назарбаев Интеллектуальной школой г.Караганды разработан значительный объем методической литературы, подготовлены педагоги. В июне 2017 года две школы впервые будут участвовать в областном форуме Назарбаев Интеллектуальных школ по итогам распространения опыта во всех школах нашего города, с ориентиром на развитие функциональной грамотности.
ØПродолжается формирование основ логического, критического и конструктивного мышления, через широкое внедрение эффективных форм и методов обучения.
Так, созданная в городе многоуровневая система работа с одаренными детьми (конкурсы, выставки, фестивали, конференции, форумы и т.д.) позволила выявить более тысячи детей и обеспечить результативность их участия в конкурсных мероприятиях различного уровня. Более 50% из них стали победителями и призерами различных олимпиад, конкурсов, соревнований. В 2017 году олимпийская команда учащихся 9 - 11 классов вернула свои позиции, заняв призовое место в областной олимпиаде по общеобразовательным дисциплинам. Из 21 участника олимпиады призовые места у 15 учеников, что составляет 71%. Три ученика города были включены в состав областной команды для участия в республиканской предметной олимпиаде.
И во многом достижение результатов в этом направлении зависит от совместной, системной и последовательной работы «Школы олимпийского резерва» на базе лицея №2, которая имеет свою программу, утвержденную УМЦ области.
Для развития одаренности детей и привития интереса к наукам естественно-математического направления между лицеем №2 и физико-математическим, биолого-географическими факультетами Карагандинского Государственного университета имени Букетова заключен договор сотрудничества. Два раза в месяц ведущие преподаватели университета, а именно доктор физических наук, заведующая кафедрой естественных наук, магистр математических наук проводят в городе занятия, тренинги с одаренными детьми. На сегодняшний день в трех группах занимаются около 65 учащихся по ЕМН. ( оплата производится за счет средств лицейского компонента). Уверенны, что данное социальное партнерство позволит в дальнейшем повысить результативность и в научно – практических проектах.
Достигнуты показатели по обеспечению успешного освоения образовательных программ по ЕМН.Учебный план, теоретическая и практические части учебных программ выполняются в полном объеме.
Анализ статистических данных позволяет говорить о том, что результаты учебных достижений обучающихся по ЕМН остаются стабильными по такому показателю, как уровень обученности –100 %.
За последние годы наблюдается рост и качества знаний. Так в сравнении с 2015 годом увеличен с 57 до 59 %. В разрезе предметов:
Математика- 48 % что на 2% выше предыдущего 2015 года,
Физика- 57% , рост на 7%
Химия- 66 %, рост на 1 %
Биология – 70%, рост на 1,6 %
География- 69 % , рост на 0,2 %.
Прогноз качества знаний по предметам ЕМН на 2017 год составляет 62%.
ØУсилена работа по совершенствованию кадровой политики, по привлечению к педагогической деятельности молодых специалистов. На начало учебного года в общеобразовательные организации города приняты 15 молодых специалистов, среди них есть педагоги по остродефицитным специальностям: учитель физики, географии, истории, английского языка, социальный педагог.
Приняты 10 человек с педагогическим образованием, состоявших в базе безработных центра занятости по специальностям, как социальный педагог, учитель русского языка, истории, математики, английского языка, технологии, воспитатель интернатных учреждений.
Положительный опыт работы по привлечению молодых специалистов имеется в Школе искусств, который работает в тесном сотрудничестве с Карагандинским колледжем искусства им. Таттимбета в обеспечении квалифицированными кадрами через возвращение своих выпускников в город. Только за последние два года вернулись 8 выпускников ШИ (это специалисты по игре на домбре, теории музыки, хореографии, традиционному пению и художники).
ØПродолжается работа по повышению квалификационного уровня работников дошкольных организаций, увеличение количества по внедрению инновационных проектов.
С 2015 года в 6 - ти садах внедряются инновационные проекты областного уровня. Это:
- детский сад «Ертөстік» с 2015 года участвует в проекте «Заочный детский сад». В 2016 – 2017 учебном году к данному проекту подключены еще два сада: «Айгөлек», «Бөбек».
- детский сад «Күншуақ» - «Школа молодого родителя»
- детский сад «Балақай» - «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в процессе билингвального образования»,;
- детский сад «Жұлдыз» в проекте «Юный читатель».
На курсах повышения квалификации педагогов дошкольного воспитания детских садов, переданных из ЧУ «Дошкольник» в 2015 году обучились – 65 педагог , в 2016 году – 43 человека. Увеличена обученность на 43,5 %.
ØУвеличен охват детей дошкольным воспитанием за счет использования пустующих помещений в дошкольных учреждениях. Так врамках реализации программы «Балапан», за счет рационального использования пустующих площадей проведены ремонтные работы и открыты дополнительные группы. В 7- ми детских садах, переданных в коммунальную собственность открыты 11 групп, общий охват составляет 270 детей.На содержание дополнительных мест из республиканского бюджета выделено 40120,0 млн. тенге.
Согласно Государственной программы развития образования и науки на 2016 - 2019 годы отделом образования составлен план мероприятий по реализации18- ти индикаторов программы.
Все 34 образовательные учреждения города имеют стратегию развития на 2016-2019 годы и программы реализаций, которые защищены директорами общеобразовательных школ и детских садов и утверждены с Учебно-методическим центром Управления образования.
Все учреждения образования обеспечены МТБ, аварийных школ нет, отсуствует трехсменное обучение.
Общеобразовательными школами обеспечено выполнение Закона РК «Об образовании» в части охвата общим средним образованием. По итогам сентябрьского и январьского месячников по всеобучу не обучающихся на территории города не выявлено. В рамках акции «Дорога в школу» было вывлено – 9 детей,которые решением комиссии по защите прав детей при акимате были определены в интернатные учреждения.
В городе имеется одна КГУ «Малокомплектная начальная школа пос. Гулшат» с общим охватом 6 детей (1кл.- 3 уч-ся, 2 кл.- 3 уч-ся).
Открытие опорных школ не предусмотрено.
Из Фонда всеобуча на 2016 год выделено 45 411,1 тыс. тенге, 1 167 учащимся на данные средства было организовано горячее питание, приобретались путевки в летний период в пришкольные и загородные оздоровительные лагеря, оказана материальная помощь (одежда).
Подвоз учащихся не осуществляется, в связи с тем, что все учреждения образования находятся в черте города. По решению местных исполнительных органов выделены средства на организацию льготного проезда на общественном транспорте. В 2016 году сумма составляет – 9 240,0 тыс. тенге для 1 180 детей. В 2017 году – 12 280,0 тыс. тенге на 1 112 учащися, в том числе на пригородные маршруты на 126 учащихся.
В 2-х интернатных учреждениях и в интернате при ОСШ №24 обеспеченыигорячим питанием 865 учащихся, в том числе дети-сироты и ОБПР – 30 чел, из социально – незащищенных слоев населения – 366.
В бюджете 2016 года на организацию питания интернатных учреждениях (приобретение продуктов питания) выделено – 77,2 млн. тенге, а в 2017 году – 103,8 млн. тенге. Увеличение произошло в всязи с изменениями норм питания и роста цен на продукты.
Справочно: - интернат №2 – всего учащихся 402; ночуют – 200; - интернат №3 – всего учащихся 196; ночуют – 91; - ОСШ №24 – всего учащихся 267; ночуют – 60. |
В рамках подготовки учреждений образования к началу учебного года и отопительного сезона было выделено 3240,0 тыс. тенге, по государственной программе «Дорожная карта занятости 2020» из РБ выделены средствав сумме 43958,0 тыс.тенге, из МБ – 4396,0 тыс. тенге на проведение текущего ремонта в 5 общеобразовательных школах и в 1 одном детском саду:
- ОСШ №4 – 7 530,0 тыс. тенге;
- ОСШ №6 – 15 232,0 тыс. тенге;
- Ш/Г №7 – 4 618,0 тыс. тенге;
- ОСШ №17 – 8 014,0 тыс. тенге;
- Интернат №2 – 4 044,0 тыс. тенге;
- д/с «Бобек» - 8 916,0 тыс. тенге.
По итогам встреч руководства города и депутатского корпуса с родительскими комитетами общеобразовательных школ составлен трехгодичный план по проведению текущего ремонта учреждений образования.
В 2017 годувыделено 209977,0 тыс. тенге на проведение ремонтов 13 объектов образования, что составляет 41 % от общего количества школ. На эти средства запланированызамена окон в 4-х школах, ремонт кровель в 5-ти школах, отопительной системы в 4-х школах, фасадаздания одной школы и капитального ремонта Дворца школьников, ремонт электроснабжения школы-интернат№2.
В рамках реализациипланамероприятий по энергосбережению в 2016 году в 4-х учреждениях образования установлены автономныетепловые пункты (АТП), которые позволили сэкономить бюджетные средства в сумме 15,4 млн. тенге. (за 6 месяцев) (в среднем по каждой школе экономия составялет 820-850 тыс. тенге). В этом году запланирована установка АТП ещё в 10-ти учреждениях на общую сумму 10,0 млн. тенге. Это позволит в будущем сэкономить в целом 24,9 млн. тенге.
Все учреждения образования обеспечены средствами противопожарной безопасности. Ежегодно из МБ выделяются средства на обслуживание пожарной сигнализации в сумме 3 240,0 тыс. тенге, проводится работа по заправке огнетушителей, обработка чердачных помещений и т.д. В 2015 году, выявленные нарушения по противопожарной безопасности Департаментом по ЧС устранены на 100%.
Для улучшения качества образования проводится системная работа по обеспечению школ современной компьютерной техникой, интерактивным оборудованием и доступак широкополосному Интернету. Скорость подключения к Интернету составляет от 4 до 8 Мбит.
В 2017 году за счет дотации из областного бюджета выделены средства в размере 20,4 млн. тенге на увеличение скорости Интернета городских школ до 8-10Мбит. В поселкеСаяк скорость в настоящее время составляет 512кбит (ТОО «Старстат»). С июля т.г. запланирован переход на 4 мбит (ТОО «Астел»).
Обеспеченность кабинетами новой модификации составляет 64% при областном показателе 57,5%. На 2017 год из МБ выделено 44,7 млн. тенге на приобретение 6 кабинетов, обеспеченность увеличится до 72,2%.
- кабинеты биологии – 7 (38,8%) (ОСШ№4,6,7,8,15,24,25); - кабинеты химии – 11 (61,1%) (ОСШ№1,2,4,5,7,8,10,15,17,24, гимназия); - кабинеты физики – 14 (78,7%) (ОСШ №1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 15, 16, 17, гимназия-интернат №2); - мультимедийных кабинетов – 14 (78,7%) (ОСШ №1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 15, 16, 17, гимназия, интернат №2); - интерактивных досок – 60 (63,1%) (все школы); - интерактивно-инновационное оборудование (АНА) – 21 комплект (100%) (все школы); - LED-панели – 2 шт. (10,5%) (ОСШ №2, 7). |
Компьютерный парк составляет 2017 машин, загруженность на 1 компьютер 5,5 ученика (при областном показателе – 5,4). Продолжается работа по пополнению компьютерного парка, в этом году ещё 150 единиц компьютерной техники будет установлено в школах на сумму 18,0 млн. тенге, это снизит загруженность на 1 компьютер до 5 учеников.
В рамках обновления содержания образования в 2017 году из МБ выделено 29,7 млн. тенге на приобретение 60 ПИКов для учащихся начальной школы, которые дают возможность доступа к цифровым образовательным ресурсам, использования электронных учебников (контрольные работы, виртуальная лаборатория по естествознанию).
В настоящее время все педагоги города активно используют множество различных цифровых образовательных ресурсов , которые включают в себя интерактивный комплекс и элементы мультимедийного объяснения, анимационные представления теории, интерактивные задания и тестовые вопросы по темам и разделам. В рамках проекта Bilimland к цифровым образовательным ресурсам подключены все школы, сумма областных трансфертов составляет 3,6 млн. тенге.
В соответствии с государственным общеобразовательным стандартом образования Республики Казахстан продолжается работа по обновлению учебников нового поколения.
Согласно перечню учебников на начало нового учебного года все учащиеся 1-х классов обеспечены учебниками в полном объеме. На эти цели из местного бюджета выделено 19,0 млн. тенге.
В 2016 году обеспеченность учебниками 5,8 классов составило 87% (из-за не до финансирования не были приобретены учебники по музыке, трудовому обучению, физическая культура).
В рамках внедрения обновленного содержания образования для учащихся 2, 5, 7 классов на 2017-2018 учебный год для приобретения учебников нового поколения выделено 113,6 млн. тенге (100%), на приобретение рабочих тетрадей для 1,2 классов и учебно-методических комплексов для 5, 7, 9 классов подана бюджетная заявка - 15,2 млн. тенге.
Обеспеченность медицинским обслуживанием составляет 100%. При всех учреждениях образования имеются медицинские блоки, состоят из двух кабинетов (смотровая, прививочная), обеспечены медицинскими кадрами. Все кабинеты имеют лицензию и оснащены необходимым оборудованием, медицинские работники имеют сертификаты.
Согласно исполнению «Дорожной карты здравоохранения» с 4 января т.г. все медицинские работники школ переданы в систему здравоохранения.
Для проведенияреконструкции 7 медицинских кабинетов и открытия 8 стоматологических кабинетов, а также приведения в соответствиитребованиям норм санитарных правил подана дополнительная бюджетная заявка на сумму 12,7 млн.тенге.
В рамках реализации мероприятий Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму и обеспечения организаций охраной, тревожной сигнализацией и видеонаблюдением в течение 2015 - 2016 года установлено 175 видеокамер в переданных детских садах ТОО «Казахмыс», нового детского сада «Балакай», Школы искусств и Дворца школьников. В 2017 году выделены средства в сумме 15,5 млн. тенге на установку новых видеокамер с выводом текущей ситуации на центральный пульт ОВД г. Балхаш.
На сегоднешний день в каждой школе организована специализированная физическая охрана здания и установка «тревожной кнопки», где на данные мероприятия в 2017 году выделено 42,5 млн. тенге.
Особое внимание уделяется вопросам защиты прав и интересов самой уязвимой категории детского населения – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
На 01.01.2017 года детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 170; под опекой (попечительством – 160), на патронатном воспитании – 10. Все опекуны и патронатные воспитатели получают пособие на содержание ребенка (10 МРП на ребенка).
В 2016 году на что из МБ выделено – 43,6 млн. тенге, в 2017 году – 51,7 млн. тенге. (в связи с изменением месячного расчетного показателя с 2121 тенге на 2269 тенге).
Согласно плану Управления образования по развитию патронатного воспитания на 2016-2020 годы, по городу Балхаш в 2016 году на патронатное воспитание переданы 4 из 5 детей. План выполнен на 80%.
До 2020 года запланировано передать 31 ребенок. Из них: в 2017 году - 7, 2018 – 7, 2019 – 8, 2020 – 9 детей.
На сегодняшний день из 173 детей, состоящих на учете:
- имеют закрепленное жилье - 47 детей;
-состоят в очереди на предоставление жилья из государственного жилищного фонда - 110;
- 16 готовят документы на постановку в очередь.
В структуру системы образования входит два внешкольных учреждения Дворец школьников и Школа искусств, осуществляющие занятость и досуг детей и подростков в свободное время. Общий охват детей составляет 4 317 (39,1%), которые посещают более 50 кружков и секции художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной и научно-технической направленности.
База Школы искусств является стажерской площадкой по развитию сети дополнительного образования, так в рамках социально-педагогического проекта подписан двухсторонний Меморандум с учреждениями образования города по открытию классов дополнительного образования в ОСШ №15, 16, 24, 25, Детский дом и детский сад «Балакай».Тем самым охват детей дополнительным образованием в ШИ вырос на 12%.
Развивается и совершенствуется работа кружков по Роботехнике. Второй год во Дворце школьников работает кружок с интеграцией предметов физики, информатики. На сегодняшний день в трех группах занимается 60 детей 5-8 классов, которые уже имеют навыки начального программирования и составления схем с помощью интернет ресурсов.
Результатом двухгодичной работы являются следующие достижения, это 3 место в международном фестивале робототехники «RoboLand - 2016». А также 1 место в региональных соревнованиях по робототехнике, 2 место в республиканской олимпиаде по Робототехнике.
В 2017 году запланировано приобретение 8-и кабинетов «Робототехники» в том числе из МБ 14,0 млн. тенге на приобретение 4-х кабинетов и из РБ 14,0 млн. тенге на 4 кабинета. Это позволит охватить дополнительно около 100 детей.
Отделом образования предоставляются 19 видов государственных услуг.
За 2016 год предоставлено 8 104услуги, из них через ЦОН – 89, посредством ПЭП – 1 576, непосредственно в госорганах – 6 439услуг.Замечаний и нарушений по оказанию госуслуг не выявлено
В 2016 году проблемным вопросом оставался капитальный ремонт здания Дворца школьников, и в 2017 году решен вопрос с выделением средств на сумму 169,1 млн. тенге, из них МБ - 86,1 млн. тенге, РБ – 83,0 млн. тенге.
ПРОБЛЕМА:Для увеличения охвата детей летним оздоровительным отдыхом необходимо строительство дополнительного корпуса на 100 мест в загородном лагере «Жас Қанат», на что требуется 76,1 млн.тенге.
Для возобновления функционирования зоны отдыха «Болашак» школы-интерната №2 необходима установка очистительного сооружения для подачи питьевой воды. В сумме более 50,0 млн. тенге (опреснитель 10,0 млн.тенге, работа по установке зависит от расстояния лагеря от озера).
ПРОБЛЕМА:В городе имеется проблема по педагогам естественно-математического направления (математика, физика, география, русский язык в русской школе, учитель начального класса в русской школе).
РЕШЕНИЕ:Для привлечения молодых специалистов в город необходимо выделение арендного жилья из государственного жилищного фонда.
В государственную программу развития образования вносятся изменения по включению дополнительных индикаторов, а именно:
- обеспечение в школах качественнойпитьевой воды(установка фильтров, диспенсеров) 0,8 тыс. тенге х 17 школ =13,6 млн. тенге,
- установка шкафчиков для учащихся начального звена 27700 тенге х 1330 уч-ся = 36,9 млн. тенге,
- организация горячего питания для учащихся 1-4 классов 270 тг х 5226 уч-ся = 278,0 млн. тенге,
- установка Wi-Fi - 7,8 млн. тенге.
Общая дополнительная сумма – 336,3 млн. тенге.