Информация на заседание постоянной комиссии маслихата

Дата: 2017-05-18 04:01:24

 

         В целях реализации Послания Главы  государства народу Казахстана,образование страны стремительно выходит на новую траекторию развития. Президент страны  в своей статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу всеобщего труда» подчеркивает, что «модернизация системы образования в Казахстане целесообразно по трем главным  направлениям:  оптимизации образовательных учреждений, модернизации учебно - воспитательного процесса, повышения эффективности и доступности образовательных услуг». 

Последние годы система образования претерпевает дина-мичные изменения, направленные на улучшение её качества.

Анализ обозначенных в планах МОН РК показателей  и индикаторов реализации «Государственной  программы развития образования РК на 2016 - 2019 годы» позволяет сделать вывод, что система среднего образования города справляется с поставленными задачами.

Во исполнение   решения городского маслихата от 30 марта  2015 года за № 36/291:                                                                             

ØПо  применению  имиджевых проектов, направленных на  повышение престижа профессии учителя и его статуса в обществе  в  2016 году  34  директоров учреждений дошкольного, общеобразовательного и дополнительного  образования  города прошли курсы повышения на базе УМЦ Карагандинской области.    

Росту профессионального мастерства способствует также и новый формат курсовой подготовки учителей. Так на сегодняшний день около  200  педагогов  окончили  курсы по уровневым программам Кембриджкого Университета, что составляет  18%  от общего количества педагогов города.

Количество  учителей, принимающих участие в различных конкурсах, смотрах и выставок  республиканского и международного уровнейувеличилось до 9%.

Наблюдается  рост на 14 %   педагогов - участников областных конкурсов педагогического мастерства, олимпиад, смотров и выставок.

Так например:

-      В мае  2016  года  команда  старшеклассников ОСШ№17 заняла 1- место в республиканской  педагогической олимпиаде «Талантливый учитель – одаренным детям», а  учитель  информатики  ОСШ№16 Надирбеков Азилхан в данном конкурсе занял  2 место.

-       В  ноябре  2016 года учитель математики лицея №2 Әлжан Бекзат заняла 1- место в областном конкурсе педагогического мастерства «Учитель года – 2016».

Участие организаций образования в областных проектах составляет 38 %. Это такие проекты, как: «Чтение в радость», «Математика вокруг нас», «Робототехника», «Живая карта», «Экономика вокруг нас».

В текущем учебном году на базе города проведено  четыре   областных семинара по обобщению опыта  работы в реализации данных проектов  с  приглашением  педагогов городов  Караганды, Жезказгана, Сатпаева, Шахтинска,Темиртау, Приозерска,   Бухар- Жырауского, Шетского и Абайского районов.

12 % организаций  образования  являются  экспериментальными площадками областного уровня: это - лицей №2 имени Абая, школа-гимназия №7 имени С.Сейфуллина, школа-лицей №15 , ОСШ №17.

В части участия в инновационных проектах - большой ответственностью  для образования города  является то, что приказом руководителя Управления образования все 18 школ города в этом учебном году включены в областной проект «Электронный классный журнал».

В 2016 – 2017 учебном году по городу подключены  4-  инновационные школы   к внедрению  еще одного областного проекта «Инженеры будущего». Цель проекта – привлечение школьников в техническую сферу и повышения имиджа инженерной профессии.  Партнером проекта  является научно – образовательный фонд «Synergy».  Фонд бесплатно предоставляет организациям образования  программное обеспечение, проводит обучение педагогов и осуществляет  методическую поддержку. В марте 2017 года в Караганде прошел областной конкурс, где участвовали на очном туре две инновационные школы: гимназия и ШГ№7. Ими получены сертификаты.

Актуальной проблемой для образования города является создание условий, обеспечивающих доступность и качество образования детям с ограниченными возможностями здоровья.

В городе определилась 1 образовательная организация по внедрению инклюзивного образования, которой присвоен статус «Стажерской площадки». Это ОСШ №1. Охват инклюзивным образованием детей школьного возраста увеличился с 31% до 33%.

ØОтделом образования  целенаправленно  ведется  работа  по своевременному  достижению индикаторов и показателей Программы по прохождению уровневых курсов ПК нового формата, курсов по применению ИКТ в обучении учителями и руководителями школ.

Обучение  начато с работников отдела образования. Так в  2016 году обучены:

-  руководитель отдела образования и заведующая методическим кабинетом по актуальным вопросам развития образования;

- 4 методиста отдела образования по внедрению обновления содержания образования, по критериальному оцениванию – 3 методиста, в марте 2017 года прошла обучение еще 1 методист. Обученность методического кабинета  составляет 100 %;

В рамках исполнения поручений Акима области по итогам августовского совещания из 18 директоров школ на образовательной on-line площадке Coursera  прошли обучение – 7, на стадии продолжения - 11.

В Осенней школе,  организованной Управлением образования  по вопросу повышения  предметной компетенции педагогов приняли участие  24 учителя: это учителя  математики, физики, казахского языка, а также член Британского совета, учитель физики Ш/Л№15         (Сулейменова Сымбат).

Курсы по внедрению обновленного содержания образования в 2016 году прошли обучение – 237 педагогов. На 2017 год запланировано  прохождение еще  280  педагогов ( на базе ЦПМ – 50, на базе «Өрлеу» - 230).

А также пройдут курсы 37 членов административного корпуса учреждений образования, в том числе:

Директора – 15

Заместители по УР – 12

Заместители по ВР – 10

         В рамках реализации дорожной карты по внедрению трехъязычного образования определена пилотная школа - это школа-лицей №15, а также запланировано обучение  40  педагогов естественно-математического направления, на что из РБ выделено порядка 13,0 млн. тенге (замещение и доплата).

ØАктивно обновляются формы и методы обучения через внедрение  элементов  инновационного  опыта НИШ и использование  современных образовательных технологий.

Второй год в двух школах  города проходит эксперимент  по апробации и трансляции опыта работы НИШ: это - ШЛ№15 и ОСШ№17. В течение учебного года они являются активными участниками областных семинаров, тренингов, мастер – классов.  Совместно с Назарбаев Интеллектуальной школой г.Караганды разработан значительный объем методической литературы, подготовлены педагоги. В июне 2017  года две школы  впервые будут участвовать в областном форуме Назарбаев  Интеллектуальных школ по итогам распространения  опыта   во всех школах нашего города, с ориентиром на развитие функциональной грамотности.

ØПродолжается формирование основ логического, критического и конструктивного мышления, через широкое внедрение эффективных форм и методов обучения.

Так, созданная в городе многоуровневая система работа с одаренными детьми (конкурсы, выставки, фестивали, конференции, форумы и т.д.)  позволила  выявить  более тысячи детей и обеспечить результативность  их участия в конкурсных мероприятиях различного уровня. Более 50% из них стали победителями и призерами различных олимпиад, конкурсов, соревнований. В 2017 году олимпийская  команда учащихся  9 - 11 классов вернула свои позиции, заняв призовое место в областной олимпиаде по общеобразовательным дисциплинам.  Из 21 участника олимпиады  призовые  места у  15 учеников,  что составляет 71%. Три ученика города были включены в состав областной команды для участия в республиканской предметной  олимпиаде.

И во многом достижение результатов в этом направлении зависит от совместной, системной и последовательной работы «Школы олимпийского резерва» на базе лицея №2, которая имеет свою программу, утвержденную УМЦ области.

Для  развития  одаренности детей и привития интереса к наукам естественно-математического направления между лицеем №2 и физико-математическим, биолого-географическими факультетами Карагандинского Государственного университета имени Букетова заключен договор сотрудничества. Два раза в месяц  ведущие преподаватели университета, а именно доктор физических наук, заведующая кафедрой естественных наук, магистр математических наук проводят в городе занятия, тренинги с одаренными детьми. На сегодняшний день в трех группах занимаются около 65 учащихся по ЕМН. ( оплата производится за счет средств лицейского компонента). Уверенны, что  данное социальное партнерство  позволит  в дальнейшем повысить результативность и в научно – практических проектах.

Достигнуты показатели по обеспечению успешного освоения  образовательных программ по ЕМН.Учебный план, теоретическая и практические части учебных программ выполняются в полном объеме.

Анализ  статистических данных позволяет говорить о том, что результаты учебных достижений обучающихся по ЕМН  остаются стабильными  по такому показателю,  как уровень обученности –100 %.  

За последние годы наблюдается  рост и качества знаний. Так в сравнении с 2015 годом  увеличен  с  57 до  59 %. В разрезе предметов:

Математика-  48 %  что на 2% выше предыдущего 2015 года,

Физика- 57% , рост на   7%

Химия- 66 %,  рост на 1 %

Биология – 70%,  рост  на 1,6 %

География- 69 % , рост  на 0,2 %.  

    Прогноз качества знаний по предметам ЕМН  на 2017 год составляет 62%.

ØУсилена  работа  по совершенствованию кадровой политики, по  привлечению  к  педагогической  деятельности молодых специалистов. На начало учебного года в общеобразовательные организации города приняты  15 молодых специалистов, среди них есть педагоги по остродефицитным специальностям: учитель физики, географии, истории, английского языка, социальный педагог.

Приняты 10 человек с педагогическим образованием, состоявших в базе безработных центра занятости по специальностям, как социальный педагог, учитель русского языка, истории, математики, английского языка, технологии, воспитатель интернатных учреждений.

Положительный опыт работы по привлечению молодых специалистов  имеется  в Школе искусств, который работает в тесном сотрудничестве с Карагандинским колледжем искусства им. Таттимбета в обеспечении  квалифицированными кадрами  через  возвращение своих выпускников в город. Только за последние два года  вернулись 8 выпускников ШИ  (это специалисты по игре  на домбре, теории музыки, хореографии, традиционному  пению и художники).

ØПродолжается  работа по повышению квалификационного уровня работников дошкольных организаций, увеличение  количества по внедрению инновационных проектов.

С 2015 года в 6 - ти садах  внедряются  инновационные проекты областного уровня. Это:

-  детский сад  «Ертөстік» с 2015 года  участвует в проекте «Заочный детский сад».  В 2016 – 2017 учебном году к данному проекту подключены еще два сада: «Айгөлек», «Бөбек».

- детский сад «Күншуақ»  - «Школа молодого родителя»

- детский сад «Балақай»  - «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в процессе билингвального образования»,;

- детский сад «Жұлдыз» в проекте «Юный читатель».

На  курсах повышения  квалификации педагогов дошкольного воспитания  детских садов, переданных из ЧУ «Дошкольник» в  2015 году обучились – 65 педагог , в 2016 году – 43 человека.  Увеличена  обученность  на 43,5 %.

ØУвеличен охват детей дошкольным  воспитанием за счет использования пустующих помещений в дошкольных  учреждениях.  Так врамках реализации программы «Балапан», за счет рационального использования пустующих площадей  проведены ремонтные работы и открыты  дополнительные группы.  В 7- ми детских садах, переданных в коммунальную собственность открыты 11 групп, общий охват составляет 270 детей.На содержание дополнительных мест из республиканского бюджета выделено  40120,0 млн. тенге.

    Согласно  Государственной программы развития  образования и науки на 2016 - 2019 годы  отделом образования составлен  план мероприятий по реализации18- ти индикаторов программы.

Все 34 образовательные учреждения  города имеют стратегию развития на 2016-2019 годы и программы реализаций, которые защищены  директорами общеобразовательных школ и детских садов и утверждены с Учебно-методическим центром Управления образования.

Все учреждения образования обеспечены МТБ, аварийных школ нет, отсуствует трехсменное обучение.

Общеобразовательными школами обеспечено выполнение Закона РК «Об образовании» в части охвата общим средним образованием.  По итогам  сентябрьского и январьского  месячников по всеобучу  не обучающихся на территории города не выявлено.  В рамках акции «Дорога в школу» было вывлено – 9 детей,которые решением комиссии по защите прав детей при акимате были определены в интернатные учреждения.

В городе имеется одна КГУ «Малокомплектная начальная школа пос. Гулшат» с общим охватом 6 детей (1кл.- 3 уч-ся, 2 кл.- 3 уч-ся).

Открытие опорных школ не предусмотрено.

Из Фонда всеобуча на 2016 год выделено 45 411,1 тыс. тенге, 1 167 учащимся на данные средства было организовано горячее питание, приобретались путевки в летний период в пришкольные и загородные оздоровительные лагеря, оказана материальная помощь (одежда).

Подвоз учащихся не осуществляется, в связи с тем, что все учреждения образования находятся в черте города. По решению местных исполнительных органов выделены средства на организацию льготного проезда на общественном транспорте. В 2016 году сумма составляет – 9 240,0 тыс. тенге для 1 180 детей. В 2017 году – 12 280,0 тыс. тенге на 1 112 учащися, в том числе на пригородные маршруты на 126 учащихся.

В 2-х интернатных учреждениях и в интернате при ОСШ №24 обеспеченыигорячим питанием 865 учащихся, в том числе дети-сироты и ОБПР – 30 чел, из социально – незащищенных слоев населения – 366.

В бюджете 2016 года на организацию питания интернатных учреждениях (приобретение продуктов питания) выделено – 77,2 млн. тенге, а в 2017 году – 103,8 млн. тенге. Увеличение произошло  в всязи с изменениями норм питания и роста цен на продукты.

Справочно:

- интернат №2 – всего учащихся 402; ночуют – 200;

- интернат №3 – всего учащихся 196; ночуют – 91;

- ОСШ №24 – всего учащихся 267; ночуют – 60.

 

 

В рамках подготовки учреждений образования к началу учебного года  и отопительного сезона было  выделено  3240,0 тыс. тенге,  по государственной программе «Дорожная карта занятости 2020» из РБ  выделены средствав сумме  43958,0 тыс.тенге, из МБ – 4396,0 тыс. тенге на проведение текущего ремонта в 5 общеобразовательных школах и в 1 одном детском саду:

- ОСШ №4 – 7 530,0 тыс. тенге;

- ОСШ №6 – 15 232,0 тыс. тенге;

- Ш/Г №7 – 4 618,0 тыс. тенге;

- ОСШ №17 – 8 014,0 тыс. тенге;

- Интернат №2 – 4 044,0 тыс. тенге;

- д/с «Бобек» - 8 916,0 тыс. тенге.

По итогам встреч руководства города и депутатского корпуса с родительскими комитетами общеобразовательных школ составлен трехгодичный план по проведению текущего ремонта учреждений образования.

В 2017 годувыделено 209977,0 тыс. тенге на проведение ремонтов 13 объектов образования, что составляет 41 % от общего количества школ. На эти средства запланированызамена окон в 4-х школах, ремонт кровель в 5-ти школах, отопительной системы в 4-х школах, фасадаздания одной школы и капитального ремонта Дворца школьников, ремонт электроснабжения школы-интернат№2.

В рамках реализациипланамероприятий по энергосбережению в 2016 году в 4-х учреждениях образования установлены автономныетепловые пункты (АТП), которые позволили сэкономить бюджетные средства в сумме 15,4 млн. тенге. (за 6 месяцев) (в среднем по каждой школе экономия составялет 820-850 тыс. тенге). В этом году запланирована установка АТП ещё в 10-ти учреждениях на общую сумму 10,0 млн. тенге. Это позволит в будущем сэкономить в целом 24,9 млн. тенге.

Все учреждения образования обеспечены средствами противопожарной безопасности. Ежегодно из МБ выделяются средства на обслуживание пожарной сигнализации в сумме 3 240,0 тыс. тенге, проводится работа по заправке огнетушителей, обработка чердачных помещений и т.д.  В   2015 году, выявленные  нарушения по противопожарной безопасности Департаментом по ЧС устранены на 100%.

Для улучшения качества образования проводится системная работа по обеспечению школ современной компьютерной техникой, интерактивным оборудованием и доступак широкополосному Интернету. Скорость подключения к Интернету составляет от 4 до 8 Мбит.

В 2017 году за счет дотации из областного бюджета выделены средства в размере 20,4 млн. тенге на увеличение скорости Интернета городских школ до 8-10Мбит. В поселкеСаяк скорость в настоящее время составляет 512кбит (ТОО «Старстат»). С июля т.г. запланирован переход на 4 мбит (ТОО «Астел»).

Обеспеченность кабинетами новой модификации составляет 64% при областном показателе 57,5%. На 2017 год из МБ выделено 44,7 млн. тенге на приобретение 6 кабинетов, обеспеченность увеличится до 72,2%.

- кабинеты биологии – 7 (38,8%) (ОСШ№4,6,7,8,15,24,25);

- кабинеты химии – 11 (61,1%) (ОСШ№1,2,4,5,7,8,10,15,17,24, гимназия);

- кабинеты физики – 14 (78,7%) (ОСШ №1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 15, 16, 17, гимназия-интернат №2);

- мультимедийных кабинетов – 14 (78,7%) (ОСШ №1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 15, 16, 17, гимназия, интернат №2);

- интерактивных досок – 60 (63,1%) (все школы);

- интерактивно-инновационное оборудование (АНА) – 21 комплект (100%) (все школы);

- LED-панели – 2 шт. (10,5%) (ОСШ №2, 7).

Компьютерный парк составляет 2017 машин, загруженность на 1 компьютер 5,5 ученика (при областном показателе – 5,4). Продолжается работа по пополнению компьютерного парка, в этом году ещё 150 единиц компьютерной техники будет установлено в школах на сумму 18,0 млн. тенге, это снизит загруженность на 1 компьютер до 5 учеников.

В рамках обновления содержания образования в 2017 году из МБ выделено 29,7 млн. тенге на приобретение 60 ПИКов для учащихся начальной школы, которые дают возможность доступа к цифровым образовательным ресурсам, использования электронных учебников (контрольные работы, виртуальная лаборатория по естествознанию).

В настоящее время все педагоги города активно используют множество различных цифровых образовательных ресурсов , которые включают в себя интерактивный комплекс и элементы мультимедийного  объяснения, анимационные представления теории, интерактивные задания и тестовые вопросы по темам и разделам. В рамках проекта Bilimland к цифровым образовательным ресурсам подключены все школы, сумма областных трансфертов составляет 3,6 млн. тенге.

В соответствии с государственным общеобразовательным стандартом образования Республики Казахстан продолжается работа по обновлению учебников нового поколения.

Согласно  перечню учебников на начало нового учебного года все учащиеся 1-х классов обеспечены учебниками в полном объеме. На эти цели из местного бюджета выделено 19,0 млн. тенге.

В 2016 году обеспеченность учебниками 5,8 классов составило 87% (из-за не до финансирования не были приобретены учебники по музыке, трудовому обучению, физическая культура).

В рамках  внедрения обновленного содержания образования для учащихся 2, 5, 7 классов на 2017-2018 учебный год для приобретения учебников нового поколения выделено 113,6 млн. тенге (100%), на приобретение рабочих тетрадей для 1,2 классов и учебно-методических комплексов для  5, 7, 9 классов подана бюджетная заявка -  15,2 млн. тенге.

Обеспеченность  медицинским обслуживанием составляет 100%. При всех учреждениях образования имеются медицинские блоки, состоят из двух кабинетов (смотровая, прививочная), обеспечены медицинскими кадрами.  Все кабинеты имеют лицензию и оснащены необходимым оборудованием, медицинские работники имеют сертификаты. 

Согласно исполнению «Дорожной карты здравоохранения» с  4 января т.г. все медицинские работники школ переданы в систему здравоохранения. 

Для проведенияреконструкции 7 медицинских кабинетов и открытия 8 стоматологических кабинетов, а также приведения в соответствиитребованиям норм санитарных правил подана дополнительная бюджетная заявка на сумму 12,7 млн.тенге.

В рамках  реализации мероприятий  Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму и обеспечения организаций охраной, тревожной сигнализацией и видеонаблюдением в  течение 2015 - 2016 года установлено 175 видеокамер в переданных детских садах ТОО «Казахмыс», нового детского сада «Балакай», Школы искусств и Дворца школьников. В 2017 году выделены средства в сумме 15,5 млн. тенге на установку новых видеокамер с выводом текущей ситуации на центральный пульт ОВД г. Балхаш.

На сегоднешний день в каждой школе организована специализированная физическая охрана здания и установка «тревожной кнопки», где на данные мероприятия в 2017 году выделено 42,5 млн. тенге.

Особое внимание уделяется вопросам  защиты прав и интересов самой уязвимой категории детского населения – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

На 01.01.2017 года детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 170; под опекой (попечительством – 160), на патронатном воспитании – 10. Все опекуны и патронатные воспитатели получают пособие на содержание ребенка (10 МРП на ребенка).

В 2016 году на что из МБ выделено – 43,6 млн. тенге, в 2017 году – 51,7 млн. тенге. (в связи с изменением месячного расчетного показателя с 2121 тенге на 2269 тенге).

Согласно плану Управления образования по развитию патронатного воспитания на 2016-2020 годы, по городу Балхаш в 2016 году на патронатное воспитание  переданы 4 из 5 детей. План выполнен на 80%.

До 2020 года запланировано передать 31 ребенок. Из них:  в 2017 году - 7, 2018 – 7, 2019 – 8, 2020 – 9 детей. 

На сегодняшний день из 173 детей, состоящих на учете:

- имеют закрепленное жилье - 47 детей;

-состоят в очереди на предоставление жилья из государственного жилищного фонда - 110;

- 16 готовят документы на постановку в очередь.

В структуру системы образования входит два внешкольных учреждения Дворец школьников и Школа искусств, осуществляющие занятость и досуг детей и подростков в свободное время. Общий охват детей составляет 4 317 (39,1%), которые посещают более 50 кружков и секции художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной и научно-технической направленности.

База Школы искусств является стажерской площадкой по развитию сети дополнительного образования, так в рамках социально-педагогического проекта подписан двухсторонний Меморандум с учреждениями образования города по открытию классов дополнительного образования в ОСШ №15, 16, 24, 25, Детский дом и детский сад «Балакай».Тем самым  охват детей  дополнительным образованием в ШИ  вырос на 12%.

Развивается и совершенствуется работа кружков по Роботехнике. Второй год во Дворце школьников работает кружок с интеграцией предметов физики, информатики. На сегодняшний день в трех группах занимается 60 детей 5-8 классов, которые уже имеют навыки начального программирования и составления схем с помощью интернет ресурсов.

Результатом  двухгодичной работы являются следующие достижения, это 3 место в  международном  фестивале робототехники «RoboLand  - 2016». А также 1 место  в региональных соревнованиях по робототехнике, 2 место  в республиканской олимпиаде  по Робототехнике.

В 2017 году запланировано приобретение 8-и кабинетов «Робототехники» в том числе из МБ 14,0 млн. тенге на приобретение 4-х кабинетов и из РБ 14,0 млн. тенге на 4 кабинета. Это позволит охватить дополнительно около 100 детей.

Отделом образования предоставляются 19 видов государственных услуг.

За 2016 год предоставлено  8 104услуги, из них через ЦОН – 89, посредством ПЭП – 1 576, непосредственно в госорганах – 6 439услуг.Замечаний и нарушений по оказанию госуслуг не выявлено

В 2016 году проблемным вопросом оставался  капитальный ремонт здания  Дворца школьников, и в 2017 году решен вопрос с выделением средств на сумму 169,1 млн. тенге, из них МБ - 86,1 млн. тенге, РБ – 83,0 млн. тенге.

ПРОБЛЕМА:Для увеличения  охвата детей летним оздоровительным отдыхом  необходимо  строительство  дополнительного корпуса на 100 мест в загородном  лагере «Жас Қанат», на что требуется 76,1 млн.тенге.

Для возобновления функционирования зоны отдыха «Болашак» школы-интерната №2 необходима установка очистительного сооружения для подачи питьевой воды. В сумме более 50,0 млн. тенге (опреснитель 10,0 млн.тенге, работа по установке зависит от  расстояния лагеря от озера).

ПРОБЛЕМА:В городе имеется проблема по педагогам естественно-математического направления (математика, физика, география, русский язык в русской школе, учитель начального класса в русской школе).

РЕШЕНИЕ:Для привлечения молодых специалистов в город необходимо выделение арендного жилья из государственного жилищного фонда.

В государственную программу развития образования вносятся изменения по включению дополнительных индикаторов, а именно:

- обеспечение  в  школах  качественнойпитьевой воды(установка фильтров, диспенсеров) 0,8 тыс. тенге х 17 школ =13,6 млн. тенге,

- установка шкафчиков для учащихся  начального звена  27700 тенге х 1330 уч-ся = 36,9 млн. тенге,

- организация горячего питания для учащихся 1-4 классов 270 тг х 5226 уч-ся = 278,0 млн. тенге,

- установка Wi-Fi  - 7,8 млн. тенге.

Общая дополнительная сумма – 336,3 млн. тенге.