Законопроект очень своевреммный. Он регулирует правовые, социально-экономические отношения, связанные с деятельностью педагога, которые будут способствовать качественному улучшению его правового положения, гарантировать социальную защищенность.
В закон, состоит из 21 статьи, акцент сделан на повышении роли педагога в обществе, сокращении учебной нагрузки на ученика и учителя, защите от несвойственных функций и необоснованных проверок. Признается особый статус педагога. Таковым обладают граждане Республики Казахстан, имеющие техническое и профессиональное, послесреднее, высшее или послевузовское образование, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных характеристиках.
Отдельная статья посвящена этике педагога. В частности, впервые говорится о соблюдении академической честности в профессиональной деятельности, в том числе об уважении к интеллектуальному труду других лиц, об отказе от присвоения чужой интеллектуальной собственности.
Отдельной статьей прописаны нормы, касающиеся защиты чести и достоинства педагога. За нарушения предусмотрена ответственность в порядке, установленном законами РК.
В законопроекте говорится об условиях обеспечения профессиональной деятельности педагога. Прописаны вопросы, касающиеся рациональной организации труда, исключающей выполнение несвойственных функций, нормированной наполняемости классов в школах и групп воспитанников в дошкольных организациях. Предусматривается наличие в штатах специалистов, сопровождающих учебных процесс, и здесь подразумевается наличие тьюторов, так необходимых в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Учителя, воспитатели, согласно норме, оговаривающей материально-техническое обеспечение, оснащение средствами обучения, больше не будут за свой счет покупать материалы, необходимые для учебного процесса. Нельзя привлекать педагогов к видам работ, не связанным с его профессиональными обязанностями, требовать от них предоставления каких-либо форм отчетности либо информации, не предусмотренных законами, а также проводить необоснованные проверки. Нарушение этого пункта несет за собой административную ответственность.
Четко прописан допуск педагога к профессиональной деятельности. Право учителя на занятие профессиональной деятельностью возникает при условии получения им документа по результатам прохождения Национального квалификационного тестирования. Эта норма дает возможность работы в организациях образования высококвалифицированным специалистам. Впрочем, работать смогут и те, у кого нет педагогического образования, но есть высшее или послевузовское, техническое и профессиональное и послесреднее образование и квалификация по соответствующей специальности, но только после того, как будет пройдена соответствующая педагогическая переподготовка и получен сертификат по результатам сдачи Нацквалтеста.
Отдельной статьей прописаны академические свободы и права педагога. Он имеет свободу на выражение собственного мнения, может заниматься научной, творческой, экспериментальной деятельностью, внедрять новые методики и технологии в свою педагогическую практику. Имеет право выбора учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения. И самое главное – законопроект защищает от вмешательства в профессиональную деятельность.