Анализ работы педагога психолога по профилактике правонарушений 2019-2020 учебный год.

Дата: 2022-06-08 09:31:44

 

В « группе риска» педагога -психологасостоят 30учащихся.

Цели и задачи:

-формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;

-профилактика правонарушений;

-психокоррекция;

- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация - создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;

- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;

- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.

- расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Использовались следующие методы работы:

- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);

- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)

Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты).

Профилактика правонарушений:

  1. Беседы, лекции специалистов, классные часы
  2. Занятие «Мои права и права других людей»
  3. Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями
  4. Родительские лектории
  5. Выступления инспектора по делам несовершеннолетних с информацией о состоянии преступности
  6. Собеседования с классными руководителями по работе с семьями
  7. Рейды в семьи

Психологическое сопровождение

  1. Специально - коррекционные занятия
  2. Индивидуальные консультации
  3. Программа коррекционно-воспитательной работы с учащимися из «группы риска»
  4. Диагностические методики:

- Опросник «Чувства к школе», «Отношение к учебным предметам».

- Методика изучения личности дезадаптивного подростка и его ближайшего окружения.

-Цветовой тест М.Люшера.

 

В работе был использован опросник «Шкала чувств». Опрошены все учащиеся группы риска

Опросник содержит перечисление 16 чувств, которые наиболее часто испытывает ученик в школе.

После обработки анкет получили сумму баллов (в%), на основе которой можно говорить о том, какие чувства превалируют. Получены следующие результаты:

Таким образом, все чувства, набравшие более 45%, являются позитивными: спокойствие, радость, уверенность в себе, желание приходить в школу, симпатия к учителям.

Близко к рубежу 45% подошли такие чувства, как беспокойство, тревога за будущее, усталость, сомнение.

Такие чувства, как скука, неудовлетворенность собой, страх, чувство унижения, раздражение, обида испытывают отдельные учащиеся из «группы риска». Проводилась индивидуальная работа с учащимися, испытывающими негативные чувства к школе.

Опросник «Отношение к учебным предметам» в «группе риска» показал следующее:

Самые популярные предметы, вызывающие интерес: физкультура, музыка, татарский язык, история. Меньший интерес вызывают основные учебные предметы (русский язык, математика, чтение).

Таким образом, можно сказать, что учащиеся с интересом проявляют больший интерес к предметам общеразвивающей направленности.

Анкета «Школьная адаптация» в «группе риска» позволила выявить личностное отношение к учебе, учителям, организации учебного процесса, одноклассникам.

Получены следующие ответы:

  1. Тебе нравится в школе

Утором, когда просыпаешься, ты всегда с удовольствием идешь в школу? Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу? Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? Ты бы хотел, чтобы в школе остались только определенные предметы? Ты бы хотел, чтобы не задавали домашние задания? Ты часто рассказываешь о школе родителям? Ты бы хотел, чтобы у тебя были менее строгие учителя? У тебя в классе много друзей? Тебе нравятся твои одноклассники? Учебно-познавательная мотивация сформирована у учащихся недостаточно: недовольны, что отменяют уроки 7%; хотели бы не выполнять домашние задания 85%; только 10% учащихся считают, что учителя в меру строги, остальные считают, что излишне.

Стоит обратить внимание, что 28% учащихся никогда не рассказывает о школьных делах родителям.

Ребята имеют в школе друзей, но при этом, только 30% нравятся их одноклассники.

Таким образом, ребята скорее приходят в школу общаться, чем учиться. Следует также отметить, что родители недостаточно интересуются жизнью детей в школе.

На основании полученных результатов проводилась коррекционная индивидуальная работа

Кроме того выявлены проблемы семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей.

Психологическое консультирование помогало ребенку разобраться в своих проблемах и подсказало, как их можно было бы решить.

Индивидуальные беседы с "трудными" детьми на темы: «Уверенное и неуверенное поведение», «Безопасность в твоих руках», «Кем быть, каким быть». «Правила на каждый день», «Ошибки и заблуждения», «Конфликтная ситуация», «Наши трудности», «Эмоции и поведение», «Мотивы наших поступков», «Я всё могу», «Точка опоры» помогали им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, преодолеть неуверенность в общении с другими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

Анализ работыпедагога психолога  по профилактике правонарушений

2020-2021 учебный год.

В « группе риска» педагога -психологасостоят 28учащихся.

 

В работе педагога-психолога значительное место отводится профилактической деятельности с проблемными подростками и детьми «группы риска».

Задачами этой деятельности являются:

1. Разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, беспризорности, наркомании, табакокурения и алкоголизма среди воспитанников группы.

2. Разъяснение существующего законодательства РК, прав и обязанностей родителей.

3. Проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками.

4. Проведение просветительской деятельности по данной проблеме.

5Составления социального паспорта класса.проведения диагностических мероприятий и тестирования.

6 Составления педагогических характеристик и представлений на учащихся.

7Составления педагогических характеристик и представлений на учащихся.

 Вцелях профилактики с учащимися средних и старших классов ведутся беседы, классные часы, тестирования, а так же индивидуальная воспитательно-профилактическая работа. Осуществлялся контроль за успеваемостью , посещаемостью уроков и поведениемучащихся.

Целью проводимой  работы является:

достичь такого уровня мотивации социально-полезной деятельности, при котором практически исключены какие-либо правонарушения или преступления со стороны воспитанников.

В течение учебного года были проведены индивидуальные профилактические беседы и классные часы на актуальные темы:

1. «О кражах и их последствиях».

2. «Твои права и обязанности».

3. «Как не стать жертвой преступления».

4. «Преступление и наказание».

 Вся работа направлена на то, чтобы способствовать воспитанию свободной, целостной личности, ориентированной на воспроизводство ценностей общечеловеческой культуры, саморазвитие и нравственнуюсаморегуляцию поведения, соблюдающей правовые нормы.

Проводятся  консультации для классных руководителей, педагогических работников по вопросам семейного права, профилактики  беспризорности, бродяжничества, профилактики вредных привычек, формирования отношений между родителями и детьми, работы с детьми с девиантным поведением, школьной дезадаптации.
В школе  педагогом -психологом проводилась профилактическая работа по недопущению самовольного ухода несовершеннолетних из семей, жестокого обращения с детьми, преступлений в отношении несовершеннолетних, в том числе и сексуального характера, профилактика суицидов согласно составленному плану мероприятий в школе, профилактика насилия в отношении несовершеннолетних, а также школьного буллинга.
 Педагог-психологосуществляет контроль за работой «Службы примирения», ящика доверия, информацией о психологической помощи «Телефон доверия»

 Вся работа направлена на то, чтобы способствовать воспитанию свободной, целостной личности, ориентированной на воспроизводство ценностей общечеловеческой культуры, саморазвитие и нравственнуюсаморегуляцию поведения, соблюдающей правовые нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Анализ работыпедагога психолога  по профилактике правонарушений

2020-2021 учебный год.

В « группе риска» педагога -психологасостоят 27учащихся.

В  2021- 2022учебного года с целью профилактики правонарушений была проведена работа педагога - психолога по следующим направлениям:

Диагностическое направление.Анализ развития познавательных способностей, проблем личностного развития, взаимодействие родителей и детей дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности, а также как составляющая индивидуальных консультаций. В рамках проведения диагностической работы с учащимися и их родителями проводилось следующее тестирование:

С учащимисягруппы риска, проводятся следующие диагностики:

  1. Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера);
  2. Диагностика профессиональных интересов и склонностей (методика «ДДО»);
  3. Самооценка психических состояний (Г. Айзенк);
  4. Социограмма семьи (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис);
  5. Рисунок «Несуществующее животное»;
  6. Диагностика, направленная на выявление мотивации к обучению;
  7. Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

С учащимися, состоящими на внутришкольном учете, а также на контроле классного руководителя:

  1. Диагностика профессиональных интересов и склонностей (методика «ДДО»)
  2. Диагностика уровня развития визуального мышления (прогрессивные матрицы Равена)
  3. Диагностика скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест Тулуз-Пьерона)
  4. Самооценка психических состояний Г. Айзенк
  5. Диагностика самооценки Дембо – Рубинштейна;

Вывод.По результатам диагностической работы по данным направлениям было выявлено: повышенный уровень тревожности и аутоагрессии данной категории учащихся, результатом чего является чувство собственной некомпетентностии негативная самооценка;переживание эмоциональной отверженности отдельных учащихся в семье; сниженная мотивация к обучению и низкий уровень концентрации внимания.

Диагностическая работа с данной категорией детей позволило спланировать дальнейшую развивающую и консультативную работу.

Коррекционно-развивающее направление.

За прошедший период проводилась групповая развивающая работа с учащимися 3 – 5х, 6 – 10х классов, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Всего за этот период было проведено 29 групповых коррекционно-развивающих занятий.

А также, коррекционно-развивающая работа велась в индивидуальном режиме с учащимися 3 – 5х, 6 – 10х классов. Проведено 32 индивидуальных занятия.

Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

С учащимися, состоящими на внутришкольном учете и на контроле классного руководителя:

  • развитие внимания;
  • коррекция эмоционального состояния;
  • работа со стрессовыми состояниями;
  • работа с агрессией;
  • развитие коммуникативных навыков;

С учащимисягруппы риска

  • коррекция эмоционального состояния;
  • работа со стрессовыми состояниями;
  • работа с агрессией;
  • развивающие занятия, направленные на коррекцию волевого самоконтроля, способности личности к самообаданию.

Все учащиеся, состоящие на различных видах профилактического учета вовлечены во внеурочную деятельность, посещают объединения дополнительного образования, а также участвуют в общешкольных воспитательных мероприятиях.

Консультативное направление

За прошедший период было проведено 22 консультации для учащихся, а также 9 – для педагогов школы, и 16 консультаций для родителей учащихся.

Процесс консультирования проходит в два этапа:

а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос;

б) повторное консультирование – для получения объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме.

В процессе консультирования решались следующие задачи:

  1. трудности в общении со сверстниками;
  2. эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.);
  3. проблемы в детско-родительских отношениях;
  4. трудности в профессиональном самоопределении;
  5. трудности обучения;
  6. консультации по результатам групповой диагностики.

В ходе работы с родителями на консультациях разбирались проблемы внутрисемейных отношений, низкая мотивация обучения детей, противоправное поведение подростков, с получением дальнейших рекомендаций для эффективного взаимодействия.

Вывод.В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности.

Просветительская деятельность.

Данное направление деятельности реализуется в следующих формах:

1) По результатам проблем,выявленных в ходе консультирования, касающихся взаимоотношенийродителей и детей, организовановыступление на педагогическом совете и методическом объединении классныхруководителей. Тема выступления - «Взаимодействие семьи и школы». Задача данного вида просветительской деятельности – повышение психологической грамотности педагогического коллектива.

 

2) Выступления на родительских собраниях. Всего было проведено 8выступления на общешкольных родительских собраниях.

Темы проведенных выступлений: адаптация учащихся 1х, 5х классов, «Безопасное поведение в сети Интернет», «Как помочь ребенку сдать ЕНТ», «Буллинг в школьной среде», «Интернет зависимость», «Профилактика правонарушений несовершеннолетних», «Взаимодействие семьи и школы в профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних», «Роль семьи  в профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних»,

3) Групповые и индивидуальные просветительские консультации учащихся 9, 11 классов по вопросам профессионального самоопределения и подбору учебных заведений.

4) Размещение информации на сайте школы, оформление стенда «Уголок психолога»

Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации.