Аналитическая справка о результатах изучения уровня адаптации обучающихся 10 класса к старшей школе. 2021-2022 учебный год

Дата: 2022-06-08 09:20:30

 

Цель: адаптация десятиклассников в связи с поступлением в 10 класс, изучение уровня социально-психологического климата и учебной деятельности.

 

В исследовании, направленном на изучение уровня адаптации к старшему звену школы приняло участие 17 человек, что составляет 100 % от количества учащихся в 10 классе.

Результаты изучения мотиваци учения старшеклассников с помощью теста «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» следующие:

 

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) дальнейшей жизни – 28,57 %;

б) поступления в вуз, дальнейшего образования – 52,38 %;

в) моего общего развития, совершенствования – 28,57 %;

г) будущей профессии – 33,33 %;

д) ориентировки в обществе (вообще в жизни) – 9,52 %.

е) создания карьеры – 0%;

ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу – 0 %.

2. Я бы не учился, если бы...

а) не было школы – 19,05 %;

б) не было необходимости в этом – 33,33 %;

в) не поступление в вуз и будущая жизнь – 28,57 %;

г) не чувствовал, что это надо – 42,86 %;

д) не думал о том, что будет дальше – 28,57 %.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) знания – 28,57 %;

б) успехи в учебе – 23,81 %;

в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу – 23,81 %;

г) способности и ум – 47,61 %;

д) трудолюбие и работоспособность – 19,05 %;

е) хорошие отметки – 9,52 %.

4. Мне кажется, что цель моей жизни – ...

а) получить образование – 14,29 %;

б) создать семью – 14,29 %;

в) сделать карьеру – 23,81 %;

г) развитие и совершенствование – 33,33 %;

д) быть счастливым – 33,33 %;

е) быть полезным – 19,05 %;

ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества – 14,29 %;

з) пока не определена – 0 %.

5. Моя цель на уроке – ...

а) получение информации – 19,05 %;

б) получение знаний – 52,38 %;

в) попытаться понять и усвоить как можно больше – 52,38 %;

г) выбрать для себя необходимое – 9,52 %;

д) внимательно слушать учителя – 9, 52 %;

е) получить хорошую отметку – 9,52 %;

ж) пообщаться с друзьями – 0 %.

6. При планировании своей учебной деятельности я...

а) обдумываю ее, вникаю в условия – 61,9 %;

б) сначала отдыхаю – 14,29 %;

в) стараюсь сделать все прилежно – 38,09 %;

г) выполняю самое сложное сначала – 28,57 %;

д) стараюсь сделать ее побыстрей – 9,52 %.

7. Самое интересное на уроке – ...

а) обсуждение интересного мне вопроса – 9,52 %;

б) малоизвестные факты – 19,05 %;

в) практика, выполнение заданий – 23,81 %;

г) интересное сообщение учителя – 14,29 %;

д) диалог, обсуждение, дискуссия – 52,38 %;

е) получить отметку «5» - 4,76 %;

ж) общение с друзьями – 0 %.

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он мне очень интересен – 47,61 %;

б) он мне нужен – 52,38 %;

в) мне нужна хорошая отметка – 23,81 %;

г) стараюсь всегда – 14,29 %;

д) меня заставляют – 4,76 %;

е) у меня хорошее настроение – 9,52 %.

9. Мне нравится делать уроки, когда...

а) их мало и они нетрудные – 9,52 %;

б) я знаю, как их делать, и у меня все получается – 52,38 %;

в) они мне потребуются – 19,05 %;

г) они требуют усердия – 14,29 %;

д) отдохну после уроков в школе и дополнительных занятий – 19,05 %;

е) у меня есть настроение – 0 %;

ж) материал или задание интересны – 28,57 %;

з) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний – 9,52 %.

10. Учиться лучше меня побуждают...

а) мысль о будущем – 42,86 %;

б) конкуренция и мысли об аттестате – 19,05 %;

в) совесть, чувство долга – 14,29 %;

г) стремление получить высшее образование в престижном вузе – 57,14 %;

д) ответственность – 14,29 %;

е) родители (друзья) или учителя – 14,29 %.

11. Я более активно работаю на уроках, если...

а) ожидаю одобрения окружающих – 4,76 %;

б) мне интересна выполняемая работа – 57,14 %;

в) мне нужна отметка – 23,81 %;

г) хочу больше узнать – 19,05 %;

д) хочу, чтобы меня заметили – 19,05 %;

е) изучаемый материал мне нужен – 38,09 %.

12. Хорошие отметки – это результат...

а) моего напряженного труда – 52,38 %;

б) труда учителя – 28,57 %;

в) подготовленности и понимания темы – 42,86 %;

г) везения – 4,76 %;

д) добросовестного отношения к учебе – 9,52 %;

е) таланта или способностей – 14,29 %.

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...

а) настроения и самочувствия – 14,29 %;

б) понимания материала – 57,14 %;

в) везения – 4,76 %;

г) подготовки, прилагаемых усилий – 23,81 %;

д) заинтересованности в хороших отметках – 28,57 %;

е) внимания к объяснению учителя – 14,29 %.

14. Я буду активным на уроке, если...

а) хорошо знаю тему и понимаю материал – 71,43 %;

б) смогу справиться – 14,29 %;

в) почти всегда – 14,29 %;

г) не будут ругать за ошибку – 4,76 %;

д) твердо уверен в своих успехах – 38,09 %;

е) довольно часто – 9,52 %.

15. Если какой-либо учебный материал мне непонятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю – 4,76 %;

б) прибегаю к помощи других – 57,14 %;

в) мирюсь с ситуацией – 0 %;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало – 23,81 %;

д) надеюсь, что пойму потом – 19,05 %;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи на уроке – 47,61 %.

16. Ошибившись в выполнении задания, я...

а) делаю его снова, исправляя ошибки – 4,76 %;

б) теряюсь – 57,14 %;

в) прошу помощи – 0 %;

г) приношу извинения – 23,81 %;

д) продолжаю думать над заданием – 19,05 %;

е) бросаю это задание – 47,61 %.

17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я...

а) обращаюсь за помощью – 28,57 %;

б) бросаю его – 4,76 %;

в) думаю и рассуждаю – 57,14 %;

г) не выполняю его, потом списываю – 9,52 %;

д) обращаюсь к учебнику – 47,61 %;

е) огорчаюсь и откладываю его – 4,76 %

18. Мне не нравится выполнять задания, если они...

а) требуют большого умственного напряжения – 23,81 %;

б) слишком легкие, не требуют усилий – 0 %;

в) требуют заучивания и выполнения по «шаблону» - 47,61%;

г) не требуют сообразительности (смекалки) – 9,52 %;

д) сложные и большие – 33,33 %;

е) неинтересные, не требуют логического мышления – 38,09 %.

 

 Анализ результатов диагностики структуры учебной мотивации старших школьников выявил, что мотивы учения, лежащие в самой учебной деятельности, актуализируют обучение 52,38 % десятиклассников, вне образовательного процесса в школе активизируют учебную деятельность у 38,09 % десятиклассников; позиционные мотивы доминируют у 16,67 % - на среднем уровне.

 

Результаты исследования сплочённости обучающихся 10 класса с помощью  теста Сишора «Индекс групповой сплочённости» показали наличие 61,9 % обучающихся, отметивших высокий уровень сплочённости, средний уровень – у 9,52 %. Низкий уровень групповой сплочённости обучающихся 10 класса – у 4,76 %. Полученные данные свидетельствуют о наличии сформированного ядра учебной группы и высокого уровня групповой сплочённости исследуемого ученического коллектива. Однако в процессе включённого наблюдения и проведения социально-психологических мероприятий выявлено, что в некоторой степени полученные данные представляют собой идеализацию межличностных отношений в классе и потребность в ощущении сплочённости коллектива.

 

Анализ результатов обследования с помощью теста Спилберга показал отсутствие низкого уровня личностной тревожности у обучающихся, у 44,44 % обучающихся – умеренный уровень личностной тревожности, у 55, 56 % - высокий уровень. Низкий уровень реактивной тревожности выявлен у 33,33 % обучающихся, умеренный – у 44,44 %, высокий – у 22,23 %.

При этом 44,44 % обучающихся продемонстрировали средний уровень реактивной тревожности, а 55,56 % - высокий, что свидетельствует об эмоциональном напряжении личности десятиклассников 2016 – 2017 учебного года при освоении ими школьной программы. Эти данные свидетельствуют о необходимости проведения с данными учащимися индивидуальных консультаций по оптимизации выявленного показателя.

Наличие высоких показателей реактивной тревожности может вызвать сильные эмоциональные переживания и напряжение в личностно значимой учебной ситуации, ситуации контроля знаний, взаимодействия с педагогами старшей школы или перестройке межличностных отношений с другими учащимися. Таким обучающимся так же необходимо сопровождение педагога-психолога школы в виде индивидуальных консультаций и развивающе-коррекционных занятий с элементами тренинга уверенности в себе.

 

В целом уровень адаптации обучающихся в 10-м классе в 2016 – 2017 учебном году представлен доминантой среднего уровня (57,14 % обучающихся), на высоком уровне адаптации – 42,86 %, низкого уровня не выявлено.

 

 

Рекомендации:

- развитие у десятиклассников: самосознания и уверенности в собственных силах, умения дифференцировать собственные идеальные представления и реальные учебные ситуации;

- прививать понимание того, что для успешного обучения в старшей школе по дисциплинам математического и физико-химического циклов необходимо систематически заучивать формулы и уметь действовать «по шаблону» (применяя эти формулы в соответствии с решаемой учебной задачей), а по дисциплинам естественнонаучного цикла – активно развивать навыки скорочтения и таких операций мышления, как обобщение, классификация, систематизация, анализ, синтез, а так же широкого охвата больших объёмов информации;

- обратить внимание на рациональную организацию учебного и внеучебного времени, при ощущении утомления устраивать не только кратковременный отдых, но и дневной сон длительностью от 20 до 45 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          

 

 

Аналитическая справка

по результатам исследования адаптации

учащихся 1-го за 2021-2022 учебный год

 

Цель: Определение уровня адаптации учащихся 1-го класса.

В ходе исследования изучалось следующее:

  1. Внутренняя позиция школьника – отношение учащихся к учебной деятельности и школе в целом.
  2. Мотивация – желание ребенка учиться.
  3. Эмоциональное состояние – как чувствует себя ребенок в различных учебных ситуациях, выявляется общее эмоциональное состояние и самооценка учащихся.
  4. Школьная тревожность – уровень школьной тревожности.

 

Результаты исследования:

1.     Внутренняя позиция школьника.

Внутренняя позиция школьника состоит из трех составляющих:

- Позиция сформирована – внутренняя позиция имеет содержательный характер, ребенок хочет ходить в школу, ему нравиться учиться. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность – учебная.

- Позиция сформирована средне – наличие положительного отношения к школе, возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными. Желание учиться заменяется установкой: “Надо учиться, должен учиться”.

- Позиция школьника не сформирована – предпочтение игровой деятельности и дошкольного типа отношений, отсутствие  ориентации на содержание школьно-учебной действительности, отсутствие смысловой установки принятия нового социального статуса ученика. Ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной: новые знакомства и контакты, игры, прогулки, возможности посещения школьных кружков и пр. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность – игровая. В некоторых случаях у ребенка присутствуют негативные установки в отношении школы и учения, отсутствие желания ходить в школу.

Внутренняя позиция

1 класс

%

 

Сформирована

75

62.5

Сформирована средне

23

37.5

Не сформирована

0

0

 

Внутренняя позиция школьника сформирована у   62.5 % первоклассников. Эти дети осознают цели и важность учения, проявляют учебный и познавательный интерес. Им нравиться учиться и ходить в школу.

37.5 % учащихся имеет средний уровень внутренней позиции школьника, т.е. эти дети хотят учиться, им нравиться заниматься, ходить в школу, но цели учения полностью ими не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: “Надо учиться, должен учиться”.

У  0% учащихся позиция школьника сформирована плохо, этим детям не всегда нравиться учиться и ходить в школу, или же нравиться в школе, так как там бывает интересно, можно поиграть, побегать с ребятами на перемене. Они не осознают целей учения, не понимают значения школы, учителя воспринимают только с внешней стороны, бывают проблемы в поведении и несоблюдении школьных правил

2. Мотивация учения.

Можно выделить следующие уровни развития мотивации учения:

I – высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;

II – средний уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;

III – низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.

Уровень мотивации

1 класс

%

 

Высокий

49

50

Средний

49

50

Низкий

0

0

 

Учебная мотивация присутствует у 50 % учащихся первых классов. Этих детей, скорее всего можно охарактеризовать как любознательных. Они хотят много знать, нередко приходят в первый класс, уже умея читать и считать, а в школу стремятся, чтобы узнать еще больше.

50 % учащихся имеют средний уровень мотивации. В случае доминирования социальных мотивов учения ребенок стремится в школу, чтобы занять в обществе новую позицию — позицию школьника. Познавательная потребность выражена у него слабо, а потому в школе его прежде всего интересуют не знания, которые дает учитель, а строгое исполнение роли ученика, заданной новой социальной позицией. Фактически первоклассник с доминированием социальных мотивов учения полностью ориентирован на одобрение и похвалу учителя, которые, по существу, позволяют ему удовлетворить его потребность в общении на новом уровне.

У 0 % первоклассников уровень мотивации низкий. Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности. Такие школьники делают на уроке не то, что задано, а то, что им хочется: в тетради пишут не буквы и слова, а рисуют машины, домики, цветочки и пр.; приносят из дома игрушки и играют ими на уроке; не понимают специфической функции учителя, строят свое общение с ним исключительно на эмоциональной основе; не принимают школьных правил поведения, на уроке могут ходить по классу, комментировать действия учителя и одноклассников; не понимают обязательности выполнения учебных заданий, в том числе и домашних.

 

3. Эмоциональное состояние.

Эмоциональное состояние, то есть преобладающее настроение ребенка имеет три уровня выраженности.

– Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.

– Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.

– Преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминирует плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи.

Эмоциональное состояние

1 класс    

%       

 

Положительное

75

62.5

Нормальное

23

37.5

Отрицательное

0

0

 

У 62.5 % учащихся общее отношение к школе, к учителю, к одноклассникам положительное, преобладает хорошее настроение и позитивная самооценка. Эмоциональное состояние детей в школе хорошее.

У 37.5 % учащихся общее эмоциональное состояние нормальное, т.е. оптимальное для успешной учебной деятельности.

0 % первоклассников имеют ухудшенное эмоциональное состояние в школе. Эти дети могут испытать негативные эмоции, тревогу, страх в таких школьных ситуациях как: на уроке, у доски, перед контрольной, в общении с одноклассниками и учителем. При этом у ребенка может присутствовать переутомление и низкая работоспособность. Преобладание плохого настроения не является противопоказанием для обучения ребенка в школе и может не нарушать сам процесс обучения, но может осложнять процесс адаптации.

4. Школьная тревожность.

Выделяют три уровня тревожности:

- Нормальный уровень школьной тревожности. Причин для беспокойства нет. Неопределенные школьные ситуации не настораживают ребенка, а воспринимаются им в основном в положительном ключе.

- Повышенный уровень школьной тревожности означает, что в школьной жизни ребенка постоянно присутствует какой-то беспокоящий фактор, которому приходится противостоять. Действие этого фактора пока ограничено и еще не определяет общего самочувствия ребенка. Но все чаще ему приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых раньше он хорошо себя чувствовал.

- Высокий уровень школьной тревожности. Ребенок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации.

Школьная тревожность

1 класс    

%     

Высокий

0

0

Повышенный

49

50

Нормальный

49

50

 

Нормальный уровень школьной тревожности наблюдается у 50% первоклассников. Это означает, что дети в школе чувствуют себя комфортно и их ни что не тревожит.

У 50% учащихся повышенный уровень школьной тревожности, который скорее следует считать адаптационным, т.е. связан с изменением социальной ситуацией ребенка. Повышение тревожности – нормальная реакция, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, дает возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение других людей. 

          Высокий уровень тревожности наблюдается у  0 % учащихся. При высокой тревожности  часто встречаются неврозы, которые проявляются в разных навязчивых мыслях и движениях, фобиях. Такие дети часто грызут ногти, выдергивают волосы у себя на голове. Все эти действия работают для ребенка, как ритуалы: они помогают снять эмоциональное напряжение, тревожность, и на время успокоиться.

5. Общий уровень адаптации.

Можно выделить три уровня адаптационного процесса:

- Адаптация ребенка к школе проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравиться, он учиться с удовольствием, выполняет все задания, которые дает учитель. Ответственно относиться к выполнению домашних заданий. В школе у него преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе положительное.

- Адаптация ребенка к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, т.е. школа привлекает ребенка не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравиться учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности, конкретно в низком уровне мотивации и не желании выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься для него важно реальное присутствие взрослого в позиции учителя, т.е. если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать он может и не начать выполнять задание. Однако после помощи или даже эмоциональной поддержки учителя он может начать действовать самостоятельно.

- Адаптация ребенка находится на низком уровне, в школе у ребенка могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Такой ребенок чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, занят посторонними делами, может отвлекать соседей по парте. Учебная деятельность его не привлекает, если она ему не интересна. Часто ребенок с низким уровнем адаптации не хочет учиться, утром может отказываться идти в школу. Кроме этого, возможны проблемы в поведении, в не соблюдении школьных норм и в нарушении школьных правил. У такого ребенка чаще встречаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно, преобладание отрицательного отношения к учителю.

Уровень адаптации

1 класс    

%       

Высокий

75

62.5

Средний

23

37.5

Низкий

0

0

 

У  62.5 % учащихся адаптация проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравиться, он учиться с удовольствием. Настроение у ребенка в школе хорошее, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, одноклассникам положительное.

У 37.5% учащихся адаптация проходит средне, возможно наличие некоторых проблем. Ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравиться учиться, но могут возникнуть некоторые трудности связанные с поведением ребенка, отношением к учителю, одноклассникам, проблемами в усвоении учебной деятельности.

У 0 % детей адаптация находится на низком уровне, в школе у него могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Ребенку может не нравиться учиться, в школе у него могут быть проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно, присутствует отрицательное отношение к учителю. На уроках ребенок, скорее всего не заниматься, учебная деятельность его не привлекает.

Выводы и рекомендации:

   В целом в 1 классе уровень адаптации высокий, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения.   У ребенка с высоким  уровнем адаптации сформирована позиция школьника, т.е. школа привлекает ребенка собственно учебным содержанием,  и тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравиться учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности, конкретно в среднем уровне мотивации и нежелании выполнять определенные задания учителя.

Педагогу-психологу:

·         Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика, учителя и родителя.

·         Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую успешно выстраивать отношения учитель – ученик, учитель – родитель.

·         Актуализировать мотивацию обучения, научить ученика постепенно понимать и брать на себя ответственность за успешность своего обучения.

Если говорить о специфических задачах, для каждой группы участников учебного процесса, то они будут следующими:
Для учеников первых классов:

·         Помочь ребёнку принять позицию школьника;

·         Помочь в освоении навыков коммуникативного общения, умения принимать новый коллектив и уважительно относиться к каждому из его участников;

·         Научить ребёнка навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

·         Создать благоприятную обстановку для развития личности ребёнка;

·         Помочь справиться с неосознанными проявлениями и функциональными состояниями (тревога, агрессия, страх и т.д.) и т.д.

Для учителей:

·         Снизить уровень тревожности учителя перед встречей с новыми учениками;

·         Помощь в наблюдении за учащимися, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к личности ученика;

·         Расширить знания педагога в области возрастной психологии, своевременно дать рекомендации по работе с разной категорией детей (гиперактивным, агрессивными, застенчивыми, медлительными и т.д.) и т.д.

Для родителей:

·         Научить родителей адекватно оценивать возможности и способности своего ребёнка (изучение интересов и склонностей, наблюдение за особенностями поведения и усвоения учебного материала);

·         Способствовать принятию ребёнка таковым, какой он есть (развитие эмпатии у родителей);

·         Предложить формы работы и оказания психологической помощи в сложных ситуациях (диагностика, консультирование, коррекция, рекомендации);

·         Снять напряжение у родителей вызванное предстоящим учебным процессом;

·         Создать атмосферу сотрудничества родителей с педагогическим коллективом, администрацией школы.

Классному руководителю:

1.        Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.

2.        Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям,имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивность, застенчивость, неврозы и т. п.

3.        Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.

4.        Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально - психологического климата.

5.        Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.

6.        Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.

7.        Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.

8.        Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитическая справка по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов

к условиям обучения в среднем звене

в 2021/2022 учебном году

Цель: Выявить уровень адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене школы.

Метод проверки: Психологческая диагностика, наблюдение, анкетирование, консультация, коррекция.

Согласно плана работы педагога- психолога в течении года проводился анализ уровня адаптации обучающихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене.

Для анализа уровня адаптации учащихся была проведена следующая работа:

- Посещение уроков.

- Психологическая диагностика.

Изучение мотивации обучения (анкета М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)

Изучение уровня и характера тревожности связанной со школой у детей (методика Филлипса)

Определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся Опросник «Чувства в школе»

Исследование межличностных отношений (методика Социометрия)

Анкетирование родителей (методика Чибисовой «Экспертная оценка родителей)

-Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации.

В текущем учебном году в школе четыре пятых класса, что состваляет 98 учащихся

Переход учащихся из начальной школы в основную считается кризисным периодом. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

    Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья учащихся.

Важно обратить внимание на позитивную сторону такого рассогласования. Ребёнок впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому ребёнку необходимо объяснить, с чем связаны эти различия, помочь справиться с возникающими трудностями.

Трудности пятиклассников могут быть вызваны и необходимостью на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

   Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение к школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.

Новые условия обучения и воспитания:

-Новое здание и разные кабинеты

-Новый классный руководитель и учителя – предметники

-Разные требования, стиль и методика обучения на уроках

-Большой поток информации

-Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы.

-Новый коллектив сверстников

-Новые правила и нормы поведения

Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:

-Имеют достаточный уровень интеллектуального развития;

-Умеет работать самостоятельно;

-Умеет планировать свои действия;

-Умеет контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;

-Умеет строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

-Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;

-Кто не делает трагедии из школьной оценки;

Основные задачи в период адаптации к 5 классов:

-Формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития;

-Формирование умения учиться в новых условиях;

-Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов;

-Формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

-Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

-Развитие ответственности и самостоятельности.

-Развитие умения регулировать и контролировать эмоции и чувства.

-Развитие эмпатии.

-Адаптационный период

Желания детей: хорошо учиться, радовать своими успехами взрослых, ждут в новых условиях более интересной школьной жизни и новых положительных впечатлений.

Новые условия влияют на изменения в поведении и психике ребёнка (в первое время):

-Возрастает тревожность;

-Снижается работоспособность;

-Повышается робость или напортив «развязность»;

-Проявление неорганизованности и забывчивости;

-Заболевания носят психосоматический характер;

-Появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей;

1.В процессе наблюдения за процессом адаптации в пятом классе посещались уроки, велось наблюдение за поведением учащихся на переменах и внеклассных мероприятиях, проводились беседы с классным руководителем и учителями- предметниками.

Результаты проделанной работы показали: Учащиеся пятого класса – успешные, дисциплина нормальная, грубых нарушений правил нет, отношение между учащимися – доброжелательные.

2.Психологическая диагностика:

Изучение мотивации обучения (анкета М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)

17,6% (18чел.)- выявили очень высокий уровень мотивации учения, учебной активности.

-41,2%(40чел.)–выявили высокий уровень мотивации учения.

-41,2% (40чел.)-выявили нормальный(средний) уровень мотивации учения.

 

Выявление тревожности с помощью методики школьной тревожности (Филлипса.)

-Нормальную-среднюю школьную тревожность показали 88,2% (86 чел.)

-Повышенную школьную тревожность показали 11,8% (12 чел.)

Анализ результатов исследования межличностных взаимоотношений в классе методом «Социометрия»( автор Дж.Морено)

-Уровень удовлетворенности межличностными взаимоотношениями, уровень взаимности и сплоченности выше среднего. Была выявлена группа детей, которые пользуются высоким авторитетом среди членов ученического коллектива и вызывают у них наибольшую симпатию и которых можно рекомендовать в актив класса. В классах отвергнутых детей нет, можно отметить, что в классах присутствует позитивная атмосфера.

Определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся Опросник «Чувства в школе»

Уверенность в себе у 64,7% (64 чел.)

Спокойствие и Сомнение у 70,6% (75чел.)

Радость и Желание приходить в школу у 81,2% (80чел.)

Благодарность и Усталость у 56,5% (42чел.)

Скуку и Тревогу за будущее у 39% (41чел.)

Беспокойство и Раздражение у 34,8% (34чел.)

Сомнение(64,7%) и уверенность в себе(70,6%), говорят о сильном эмоциональном напряжении учащихся. Все это отмечается на фоне всеобщего чувства радости(88,2%), положительные эмоции у учащихся преобладают.

Во время коррекционно- развивающихся занятий, учащиеся участвовали активно, дружно, с желанием быть лучшими. Занятия ориентированы на создание рабочей атмосферы, формулирование правил группы, на осознание наличия тревожности у участников группы, на определение школьных ситуаций, вызывающих тревожность.

Таким образом, анализируя все данные психологического исследования можно сделать вывод, что адаптация у пятиклассников проходит благополучно.

Дети чувствуют себя в школе комфортно, но испытывают школьную тревожность.

 В течении учебного года будет продолжаться работа с учениками испытывающие трудности в учебе .

Рекомендации:

Классному руководителю:

-Выяснить причины негативного отношения детей к классному коллективу;

-Обратить внимание на детей, которые имеют повышенный уровень тревожности и оказывать им психологическую поддержку;

-Чаще разговаривать с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность в нем. Но не допрашивать ребенка, если он в данный момент не желает общаться.

-Организовать совместную деятельность с ребенком.

Учителям:

-Создать благоприятные психологические условия, способствующие личностному и интеллектуальному росту ребенка.

- На уроках создавать ситуацию успеха, используя индивидуальный и личностный подход к каждому ученику.

- Организовать дополнительные занятия для детей, особо нуждающихся в методической помощи.

Родителям:

-Помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах – значит создать условия, в которых он будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Причем это касается не только проблем адаптации. Важно, чтобы ребенок чувствовал безопасность, поддержку и понимание дома, что близкие люди принимают его таким, какой он есть.

-В случае необходимости помогать ребенку в выполнении задания, но не делать вместо него.

-Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбаться чаще. Убеждать ребенка, что все будет хорошо.

-Помнить, что школа и семья существуют для ребенка, а не ребенок для школы