Педагогический совет «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»

Дата: 2020-01-24 14:52:46

 

 Эпиграф педсовета:«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…»

 (А.А. Захаренко)

 

«Чем хороший учитель отличается от плохого»)

Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
- Какой смешной старик! - засмеялся один мальчик.
- Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой.
Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
- Ура, я не пойду в школу, - обрадовался мальчик.
- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. – Я сам найду тебе школу.
Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других – дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец, он вошел в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
- Дедушка, вам плохо, принести воды? – послышался голосок.
- У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик.
- Хотите, я позову учителя? - спросил другой ребенок.
Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:
- Наконец, я нашел лучшую школу для моего внука.
- Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушел. Вечером мама мальчика спросила деда:
- Почему Вы думаете, что нашли лучшего учителя?
- По ученикам узнают учителей, - ответил дед.

На нашем сегодняшнем педагогическом совете мы постараемся ответить на вопрос «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»

   В играх детей нередко возникает вопрос: «Кто самый главный?» Как правило, дети заинтересованно и оживленно начинают искать на него ответ и, конечно, вскоре находят. Давайте последуем примеру детей и зададим себе такой вопрос: а кто самый главный человек в школе?

«однозначно, директор», - ответило бы большинство из нас.

А поставьте себя на место родителей и дайте ответ на этот вопрос.

Для родителей самый главный человек в школе – это классный руководитель. ПОЧЕМУ?!

В плоскости отношений «ребенок-школа» или «семья-школа» нет более важной персоны, чем классный руководитель.

 Школьный учитель вводит детей в науку, классный руководитель вводит детей в жизнь.

Каждый из нас помнит фильм «Однажды двадцать лет спустя». Спустя 20 лет бывшие ученики собираются для того, чтобы выяснить, как они прожили 20 лет жизни, кем стали, чего добились. Мы не будет анализировать сюжет фильма, но на некоторые моменты реальной жизни хочется обратить внимание педагогов. Например, бывает так, что класс вместе прожил шесть лет в школе, но как только отзвучали последние аккорды выпускного вечера, ребята ушли из школы. У них не появляется желания собраться вместе, вспомнить школьную жизнь, смешные и грустные истории многолетнего общения. Однако быва­ет и наоборот. Школьные годы, традиции и обычаи класса, теплота общения зовет и манит из детства, тянет, как магнитом, еще и еще раз встретиться и вспомнить все то, чем была наполнена школьная жизнь.

    Если в классе каждому было тепло и уютно, если ему помогали и поддерживали, радовались успеху, приветствовали инициативу и прав­дивость, лечили душу и согревали сердце - класс будет собираться и радоваться совместному общению и через 5 лет, и через 10, и через 20. От чего это зависит? Безусловно, от многих составляющих: личности классного руководителя, взаимоотношений всех участников общения, самих учащихся, их личностных качеств и т. д. Но очень во многом это зависит от тех традиций в отношениях между взрослым и учениками, которые складываются в классном коллективе на протяжении долгого времени.

На каких же принципах должно строиться сотрудничество клас­сного руководителя и учащихся, как сделать так, чтобы спустя годы учащимся класса хотелось открыть дверь в свой класс и шагнуть в детство?

Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего – это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. От уровня мастерства классного руководителя, педагогической культуры во многом зависит качество процесса воспитания и развития индивидуальности.

В жестоком сегодняшнем мире ребенок не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит, образовательное учреждение должно обеспечить такие условия, при которых детям в нем будет хорошо. Только в условиях комфортной обстановки (психологический климат) в образовательном учреждении возможно развитие личности. И здесь, опять же, главную роль играет классный руководитель.

На современном этапе оплата труда классного руководителя «мизерная», а обязанностей - много. Но, несмотря на это, успешность работы классного руководителя важна не только для его воспитанников, но и для него самого.

 Давайте вспомним, какие функции у  классного руководителя?

В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.
Поэтому можно сказать, что он - одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения.

Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты - психологические и физические - ложатся на классного руководителя. В тоже время нет в школе работы более интересной, чем деятельность по руководству классным коллективом. Классное руководство – это радость общения, это круг своих детей, это реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и радость небольших достижений и больших побед  в воспитании человека .

  Задание группам: создание модели классного руководителя, отвечающей современным требованиям. Вам необходимо сформулировать продолжение фразы. (обсуждение в группах классных руководителей - 5 минут)

  Выступление представителей групп по категориям:

  1.  ДОЛЖЕН  ОБЛАДАТЬ

  2.ДОЛЖЕН УМЕТЬ

  3. САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ:

  4. САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ:

  5. БЫТЬ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ - ЗНАЧИТ:

 -Давайте ответим на еще один вопрос: каким должен быть классный руководитель? (работа в парах)

 По результатам анкетирования   школьники выделяют такие качества, как:

 - справедливость

 - Строгость и требовательность

-Доброта и понимание

 - ответственность

  - помогать ребятам в учении

 - умная и порядочная

 - поддерживать детей и прислушиваться к их мнению

 -  Опыт работы показывает, что в работе классного руководителя важными являются не столько его профессионализм, сколько его индивидуальность и личностный подход к работе. Мы хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать

     Ш.А. Амонашвили писал: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

Учитель  воспитывает учащихся  и личными примерами, своим поведением. Немаловажное значение для классного руководителя имеют такие качества его личности, как увлеченность профессией, гуманное отношение к детям, требовательность к себе и своим ученикам.

          Я считаю, что классное руководство – это не работа, а образ жизни, т.к. свои функции и обязанности можно выполнить до конца только тогда, когда полюбишь детей своего класса, когда они станут для тебя близкими и родными. Их проблемы в учебе, в семье станут твоими проблемам, и разрешены они могут быть только при помощи старшего друга и советчика.

         Воспитывать может только человек органически добрый, великодушный, способный верить воспитаннику и прощать его, удивляться его успехам и профессионально спокойно встречать неудачи. Воспитывает только тот, кому дети полностью доверяют, кого искренне уважают, образу которого бессознательно стремятся подражать. Педагог должен создавать условия, чтобы ребенок стал хорошим, нужно, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим,

Воспитание есть в огромной мере передача воспитаннику самого себя, собственных ценностей и отношений, своего «образа жизни», где работают механизмы подражания, внушения, заражения. Не может воспитывать педагог, которого дети не любят.

Ребенка не надо переделывать. Его надо принимать таким, каков он есть, бо­лее того, каким мы хотели бы его видеть. Надо искать задатки, развивать способности, демонстрировать его таланты, в первую очередь для него самого. Ибо удивиться, насколько он хорош, красив и талантлив, прежде всего, должен сам ребенок. Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребенку в период школьнoгo ученичества - это чувство собственного достоинства, веру в себя, что он знает, умеет и способен. Ребенок перестает чего-то хотеть, когда понимает, что он Не может, Не способен. Этого достичь можно только добром. Ибо только добро рождает добро. Так завещал замечательный педагог А.В. Сухомлинский.

Какие же воспитательные задачи ставит перед собой классный руководитель? 
1. Сплочение ученического коллектива
2. Организация коллективных творческих дел (в том числе - личностно-ориентированных)
3. Создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного состояния для каждого ученика
4. Создание условий самореализации, самораскрытия каждого ученика
5. Коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтов между 
учениками
6. Стимулирование позитивного поведения учащихся
7. Оказание помощи учащимся в сложных, затруднительных ситуациях
8. Координация взаимодействия учителей, учащихся и родителей

Воспитывать - значит создавать все условия, чтобы дети становились хорошими.

 

В работе кл. рук. мне видятся 10 следующих составляющих развития коллектива, формирования его сплочённости:

  1. Вовлекать детей в организацию учебного процесса, поручать им делать что-то не для себя, а для других или вместе с другими.
  2. Решать все основные вопросы вместе с детьми.
  3. Формирование кл. традиций.
  4. Найти  каждому ребёнку в классе такую социальную роль, которая бы ему нравилась, его возвышала.
  5. Ключевые дела класса играют значительную роль в формировании классного коллектива.
  6. Регулярные коллективные обсуждения классных дел (учёбы, поведения, внеклассных мероприятий).
  7. Грамотно продуманная тематика кл. часов.
  8. Наглядность всей деятельности коллектива. (летопись класса, презентации на окончание учебного года, презентации на родительское собрание, рейтинг активности уч-ся и родителей).

Кл. руководство – это своего рода таинство, когда из группы учеников, где со своим характером, привычками и увлечениями, кл. рук-ль создаёт не просто класс, а сплочённую команду.

 

         Помните:ваше главное дело – это общение с детьми, умейте испытывать радость от встречи с ними, унылых учителей дети тихо ненавидят;

  • отдавайте своё тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тем, кому это особенно необходимо;
  • играйте с детьми, веселитесь, воспринимайте своё учительство как продолжение детства.

 

Древнегреческий философ Платон считал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

       Прежде чем  воспитывать  детей своего класса, классный руководитель должен хорошо изучить возрастные и  индивидуальные  особенности  детей.       Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

       Изучение детей должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.        Традиционно главным институтом воспитания является семья.То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет всю  последующую жизнь. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится  значительную часть своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.          К ученицам своим отношусь всегда честно, улавливаю их настроение и настрой к учёбе. Если ребёнок заслужил- похвалю его, если провинился-могу и поругать. Учитель должен быть одновременно требовательным и тактичным человеком.

     Думаю, что большую роль в воспитании детей играет и личный  пример. Если наши слова идут врозь с делами, то грош им цена. Ребёнка не обманешь, если мы их учим доброте, честности, аккуратности-значит мы сами должны быть такими.

Нельзя оберегать ребят и от реальных трудностей- надо учить преодолевать их, нельзя скрывать противоречий общества - надо учить видеть их, отыскивать причины их возникновения и находить путь к их разрешению.

(решение ситуаций)

В целом же в создании атмосферы дружбы и уважения в классном коллективе определяющую роль играет, конечно, сам учитель.Отношения классного руководителя с ребятами складываются не только в беседах, но и в деле. Легко с теми детьми, которые по натуре своей деятельны: работа видна. Сделали дело - молодцы! Труднее с теми, кто «показать» себя не умеет. Дело классного руководителя заметить таких, публично похвалить, подчеркнуть ответственность, нужность и важность их работы.

Давайте поразмышляем , а какие проблемы есть у нас у классных руководителей в нашей деятельности? (работа в группах)

-не хватка времени, загруженность

 - не желание детей принимать участие

 - нет связи с родителями

  Мы лишний раз не придем на мероприятие поболеть за своих детей, с ними не порепетируем, мало поддерживаем их, мало общаемся, не знаем и мало интересуемся их увлечениями  и т.д.

По результатам анкетирования, учащиеся ответили, чтобы если бы они были классными руководителями, они бы проводили те мероприятия, которые интересные детям, больше познавательного и интересного,

Но можем ли мы это все устранить и преодолеть? Как избежать этих неудач? Как же добиться результата и при этом еще полу­чить удовлетворение?

         Дети – это цветы! Классный руководитель – это садовник! Садовник создает все условия, чтобы цветы распускались, цвели и радовали окружающих своей красотой… Садовник должен увидеть каждый цветок и помочь ему найти свое место под солнцем, чтобы каждому было комфортно

 

Формула успеха

 

 

Классный рук                                                  Деятельность кл рук

 ( качества, отношение к работе.                         ( планирование, изучение,                    

                                                                               развитие творческого потенциала,

                      

Поведение)                                                                 решение конфликтов и т.д

Правила успеха классного руководителя.
1.Будь честным и искренним.
2.Будь терпимым, принимай каждого ученика, его сильные и слабые стороны.
3.Оценивай не личность, а поступок.
4.Не будь равнодушным.
5.Будь открытым для общения с детьми, умей шутить.
6.Если не прав, умей признать свои ошибки.
7.Будь настойчивым в достижении поставленных целей.
8.Умей управлять своим настроением.
9.Способность понять и поддержать ученика;

Принципы успешной деятельности классного руководителя
Принцип первый - безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
Принцип второй - беспристрастность в оценке поступков учащихся.
Принцип третий - терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.
Принцип четвертый - диалогичность и открытость в общении с учащимися.
Принцип пятый - отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
Принцип шестой - использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
Принцип седьмой - умение управлять своим настроением, не податься влиянию предвзятого мнения.
Принцип восьмой - умение признавать ошибки. Очень здорово, если классный руководитель, начиная работать с классным коллективом, может рассказать ребятам о принципах своего общения с ними, а также о своих бывших учениках, о том, как строились отношения в коллективе, о тех традициях и обычаях, которые существовали в классе.

Правила педагогической гигиены.
1. Пришел в школу - сделай умное и благородное лицо.
2. Каждый раз, когда тебе захочется командовать детьми, вспомни свое детство или лучше съешь 
мороженное.
3.Пусть все манекенщицы мира увидят твою улыбку и подадут в отставку.
4. Не заходи в душу к детям, если тебя об этом не просили.
5. Помни- плохой врач может забрать жизнь, плохой учитель – испепелить душу.
6.Говори родителям самую лучшую правду, которую ты знаешь.
7. Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспоминаешь своих учеников, лицо твое озаряется 
улыбкой.

В заключение хотелось бы привести «10 заповедей «классного» воспитателя»:
Умей выслушать - ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.
Не кричи. Не подавляй голосом - ибо твои авторитетные слова, сказанные тихо, будут быстрее услышаны.
Найди, за что похвалить - ибо доброе слово и кошке приятно.
Будь справедлива - ибо обиды больно ранят детскую душу.
Умей видеть положительные качества ученика - ибо хорошего в детях больше, чем плохого.
Зарази собственным примером - ибо кто-то должен быть паровозом.
Защищай своего ученика даже перед педагогами - ибо в негативных моментах есть свои причины.
Не ябедничай родителям по пустякам - ибо в собственном бессилии расписывается только слабак.
Поощряй инициативу учеников - ибо сделать все самой невозможно.
Употребляй во время общения много ласковых слов - ибо классный руководитель - мать от завтрака и до обеда.
И пусть эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе.

 

Классный  руководитель может  добиться успеха  в  воспитательной деятельности  своего класса, если он любит свою профессию и детей. « Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель». Слова Л.Н.Толстого.

 

Вы думаете, «классным» быть легко?
Не спать от мыслей долгими ночами
И вслушиваться в шум учеников,
И спорить с тем, кто не доволен мелочами.

Прожить сто жизней, добрых и плохих,
Чужой бедой болеть однажды.
Да, может «классным» быть легко,
Но КЛАССНЫМ ведь становится не каждый.

И снова «классный» делом перегружен
Но так ему не выжить одному.
Ведь сам себе зачем он будет нужен.
Когда не нужен он ученику?

 

 

Примерный проект решения:

  1.  Постоянно совершенствовать методы и формы воспитательной работы,  используя  новые, современные технологии воспитания.
  2. Создать условия для максимального развития личности
  3. Проводить в школе декаду классных руководителей и конкурс «Самый «классный» классный»
  4. Обобщать опыт  классных руководителей  по воспитательной работе
  5.  Рекомендовать использовать в воспитательной работе правила и принципы успешной деятельности классного руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ситуация № 1

Ребенок пришел домой из школы и сказал маме:

«Я ненавижу эту школу!».
На вопрос матери «Почему?», ребенок ответил: «Учитель меня не любит, относится ко мне несправедливо, чтобы ни случилось в классе, я всегда и во всем виноват».

Ребенок не плохой, он обычный «средний» ученик, нет особых проблем с учебой…

У мамы ребенка вопрос: «Что делать? Как вернуть ребенку интерес к обучению в школе?»

 

Ситуация №2

Родители необъективно оценивают способности своего ребенка, считают, что он может учиться без троек. Постоянно предъявляют претензии к учителям и школе.

Как педагогам и классному руководителю наладить взаимоотношения с родителями и ребенком, чтобы решить эту проблему?

 

Ситуация № 3

Родители дома систематически в присутствии ребенка обсуждают учителей, их личную жизнь, профессиональную компетентность…
Каждый день, после услышанного дома, этот ребенок приходит на уроки к учителям…

Как решить данную проблему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  ДОЛЖЕН  ОБЛАДАТЬ

  2.ДОЛЖЕН УМЕТЬ

  3. САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ:

  4. САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ:

  5. БЫТЬ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ - ЗНАЧИТ: