ҚР конституциясының өзгерісі

Дата: 2017-02-09 12:11:08

 

№ Статьи, пункта и подпункта

Действующая редакция

Предлагаемые изменения

1

Статья 26, пункт 1 и 2

1. Граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество

2. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом

1. Каждый может иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество.

2. Право собственности неприкосновенно. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом. Не допускается принятие законов и иных правовых актов, ограничивающих или лишающих права собственности на имущество, приобретенное законным путем, если иное не предусмотрено Конституцией.

2

Статья 44, подпункты 3, 8, 9, 10-1, 18

3) после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру Премьер-Министра Республики; с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики; освобождает его от должности; по представлению Премьер-Министра определяет структуру ПравительстваРеспублики, образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы Республики, не входящие в состав Правительства, назначает на должности членов Правительства Республики; назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции;освобождает от должностей членов Правительства; принимает присягу членов Правительства; председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам; поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента; отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства и Премьер-Министра Республики, акимов областей, городов республиканского значения и столицы;

8) Президент утверждает государственные программы Республики;

9) по представлению Премьер-Министра Республики утверждает единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета Республики;

10-1) отсутствует

 

 

 

 

 

 

 

18) формирует подчиненные ему Службу охраны Президента Республики и Республиканскую гвардию;

3) после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру Премьер-министра Республики; с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-министра Республики; освобождает от должности Премьер-министра Республики; по представлению Премьер-министра, внесенному после консультаций с Мажилисом Парламента, определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности членов Правительства, за исключением министров иностранных дел и обороны, назначаемых и освобождаемых Президентом самостоятельно; принимает присягу членов Правительства; при необходимости председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам; отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы;

 

 

 

 

 

8) исключить

 

9) исключить

 

 

 

Дополнить подпунктом 10-1:

в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства направляет обращения в Конституционный Совет о рассмотрении вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции Республики, о даче заключения в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 91 Конституции Республики Казахстан;

18) формирует подчиненную ему Службу государственной охраны;

3

Статья 45, пункт 2

В случае, предусмотренном подпунктом 4) статьи 53 Конституции, Президент Республики издает законы, а в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 61 Конституции, - указы, имеющие силу законов Республики

исключить

4

Статья 53, подпункт 3

Парламент на совместном заседании Палат:

двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года;

исключить

5

Статья 57, подпункт 6

Парламент вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палаты заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности. По итогам заслушивания отчета большинством голосов от общего числа депутатов Палаты вправе принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики. Если Президент Республики отклоняет такое обращение, то депутаты большинством голосов от общего числа депутатов Палаты вправе по истечении шести месяцев со дня первого обращения повторно поставить перед Президентом Республики вопрос об освобождении от должности члена Правительства. В этом случае Президент Республики освобождает от должности члена Правительства;

Парламент вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палаты заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности. По итогам заслушивания отчета большинством не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Палаты вправе принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики. В этом случае Президент Республики освобождает от должности члена Правительства;

6

Статья 61, пункт 2

Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным,означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесенияПри неисполнении Парламентом настоящего требования Президент Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке.

Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, означающее, что соответствующие законопроекты должны быть приняты в первоочередном порядке в течение текущей сессии Парламента.

7

Статья 64, пункт 2

Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а в случаях, предусмотренных Конституцией, - перед Мажилисом Парламента и Парламентом

Правительство является коллегиальным органом и в своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, Мажилисом Парламента и Парламентом

 

8

Статья 65, пункт 2

Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Президенту Республики Премьер-Министром Республики в десятидневный срок после назначения Премьер-Министра.

Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Президенту Республики Премьер-министром Республики после консультаций с Мажилисом Парламента в десятидневный срок после назначения Премьер-министра.

9

Статья 66, подпункты 1, 8, 9-1

1) Правительство:
разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление

 

8) назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства;

 

9-1) отсутствует

1) разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление; по согласованию с Президентом Республики утверждает государственные программы и обеспечивает их исполнение;

8) образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей;

 

Дополнить подпунктом 9-1)

по согласованию с Президентом Республики утверждает единую систему финансирования оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета;

10

Статья 67, подпункт 4

Премьер-министр:

докладывает Президенту об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;

докладывает Президенту и Мажилису Парламента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;

11

Статья 70, пункт 1

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Казахстан.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Мажилисом Парламента Республики.

12

Статья 72, пункт 2

Конституционный Совет рассматривает обращения судов в случаях, установленных статьей 78 Конституции

Конституционный Совет рассматривает обращения Президента Республики в случаях, предусмотренных подпунктом 10-1) статьи 44 Конституции, а также обращения судов в случаях, установленных статьей 78 Конституции

13

Статья 79, пункт 3

Судьями могут быть граждане Республики, достигшие двадцати пяти лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее двух лет и сдавшие квалификационный экзамен. Законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Республики

Требования, предъявляемые к судьям судов Республики, определяются конституционным законом.

14

Статья 81

Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, в предусмотренных законом случаях рассматривает отнесенные к его подсудности судебные дела и дает разъяснения по вопросам судебной практики

15

Статья 83, пункт 1

Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законовуказов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики. Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование.

Прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование

16

Статья 86, пункт 5

Полномочия маслихата прекращаются досрочно Президентом Республики, а также в случае принятия маслихатом решения о самороспуске.

Полномочия маслихата прекращаются досрочно Президентом Республикипосле консультаций с Премьер-министром и председателями палат Парламента, а также в случае принятия маслихатом решения о самороспуске

17

Статья 87, пункт 4

Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики с согласия маслихатов соответственно областей, городов республиканского значения и столицы. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей.

Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики с согласия маслихатов соответственно областей, городов республиканского значения и столицы. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом законом. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей.

18

Статья 91, пункты 2 и 3

2) Установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены

 

3) отсутствует

2) Установленные Конституцией независимость государства,унитарность и территориальная целостность республики, форма ее правления не могут быть изменены

 

Дополнить пунктом 3)

Изменения и дополнения в Конституцию республики выносятся на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента республики при наличии заключения Конституционного Совета об их соответствии требованиям, установленным пунктом 2 настоящей статьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Над реформой работает рабочая группа по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти, ее возглавляет АдильбекДжаксыбеков, глава администрации президента. Накануне члены рабочей группы представили свои предложения по изменениям президенту. В среду он рассказал, как может выглядеть новая система государственного управления.

Суть реформы: часть президентских полномочий отойдет парламенту и правительству.

Нурсултан Назарбаев пояснил это тем, что новое время диктует новые вызовы, а сильная президентская вертикаль нужна была стране на заре ее становления: «Суть предлагаемой реформы состоит в серьезном перераспределении властных полномочий, демократизации политической системы в целом».

Сколько президентских полномочий отойдут правительству и парламенту? Около 40.

Для этого надо внести изменения в соответствующие законы и Конституцию - эти поправки правительство внесет в парламент для принятия до конца текущей сессии.

Что останется в компетенции президента? Стратегические функции, роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти, внешняя политика, национальной безопасность, обороноспособность.

От каких полномочий откажется президент? Президент может отказаться от права отменять либо приостанавливать действие актов правительства и премьер-министра. Возможно, глава государства больше не будет принимать президентские указы, имеющие силу закона. Правительство будет слагать полномочия перед вновь избранным мажилисом, а не президентом (как это было ранее).

Какие функции президента будут переданы правительству? Большая часть полномочий по регулированию социально-экономических процессов. За эту сферу будет отвечать кабинет министров и акиматы. Помимо этого, правительству перейдет право утверждения государственных программ, за которые оно будет нести всю ответственность. Правительство также сможет само образовывать и упразднять центральные исполнительные органы, не входящие в его состав.

Роль парламента. Эти изменения требуют внесения поправок в Конституцию. Парламент, а точнее, одна партия, победившая на парламентских выборах, будет решающим образом влиять на формирование правительства.

Правительство будет слагать полномочия перед вновь избранным мажилисом. Будет упрощен порядок выражения недоверия членам правительства со стороны парламента. Предлагается усилить роль парламента в отношении местной исполнительной власти, то есть, акиматов.

Какие еще сферы будут затронуты реформой? Прорабатывается вопрос о совершенствовании деятельности Конституционного совета, судебной системы и прокуратуры.

Что останется неизменным? «Нам необходимы безусловные гарантии неизменности нашего конституционного строя», - сказал президент.

Как будут обсуждаться эти изменения в Конституцию? Издан указ «О всенародном обсуждении проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Обсуждение будет продолжаться месяц и завершится 26 февраля. Поправки будут опубликованы в СМИ. Отзывы должна собрать рабочая группа по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти и после этого доработать проект закона и снести его на рассмотрение президенту.

 

 

 

Проект «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»

 

Внести в Конституцию Республики Казахстан, принятую на республиканском референдуме 30 августа 1995 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 4, ст. 217; 1998 г., № 20, ст. 245; 2007 г., № 10, ст. 68; 2011 г., № 3, ст. 29), следующие изменения и дополнения:

1. Пункты 1 и 2 статьи 26 изложить в следующей редакции:

«1. Каждый может иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество.

2. Право собственности неприкосновенно. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом. Не допускается принятие законов и иных правовых актов, ограничивающих или лишающих права собственности на имущество, приобретенное законным путем, если иное не предусмотрено Конституцией».

2. В статье 44:

1) подпункт 3) изложить в следующей редакции:

«3) после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру Премьер-Министра Республики; с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики; освобождает от должности Премьер-Министра Республики; по представлению Премьер-Министра, внесенному после консультаций с Мажилисом Парламента, определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности членов Правительства, за исключением министров иностранных дел и обороны, назначаемых и освобождаемых Президентом самостоятельно; принимает присягу членов Правительства; при необходимости председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам; отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы»;

2) подпункты 8) и 9) исключить;

3) дополнить подпунктом 10-1) следующего содержания:

«10-1) в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства направляет обращения в Конституционный Совет о рассмотрении вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции Республики, о даче заключения в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 91 Конституции Республики Казахстан»;

4) подпункт 18) изложить в следующей редакции:

«18) формирует подчиненную ему Службу государственной охраны;».

3. Пункт 2 статьи 45 исключить.

4. Подпункт 3) статьи 53 исключить.

5. Подпункт 6) статьи 57 изложить в следующей редакции:

«6) вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палаты заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности. По итогам заслушивания отчета большинством не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Палаты вправе принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики. В этом случае Президент Республики освобождает от должности члена Правительства».

6. Пункт 2 статьи 61 изложить в следующей редакции:

«2. Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, означающее, что соответствующие законопроекты должны быть приняты в первоочередном порядке в течение текущей сессии Парламента».

7. Пункт 2 статьи 64 изложить в следующей редакции:

«2. Правительство является коллегиальным органом и в своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, Мажилисом Парламента и Парламентом».

8. Пункт 2 статьи 65 изложить в следующей редакции:

«2. Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Президенту Республики Премьер-Министром Республики после консультаций с Мажилисом Парламента в десятидневный срок после назначения Премьер-Министра».

9. В статье 66:

подпункты 1) и 8) изложить в следующей редакции:

«1) разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление; по согласованию с Президентом Республики утверждает государственные программы и обеспечивает их исполнение»;

«8) образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей»;

дополнить подпунктом 9-1) следующего содержания:

«9-1) по согласованию с Президентом Республики утверждает единую систему финансирования оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета».

10. Подпункт 4) статьи 67 изложить в следующей редакции:

«4) докладывает Президенту и Мажилису Парламента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях».

11. Пункт 1 статьи 70 изложить в следующей редакции:

«1. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Мажилисом Парламента Республики».

12. Пункт 2 статьи 72 изложить в следующей редакции:

«2. Конституционный Совет рассматривает обращения Президента Республики в случаях, предусмотренных подпунктом 10-1) статьи 44 Конституции, а также обращения судов в случаях, установленных статьей 78 Конституции».

13. Пункт 3 статьи 79 изложить в следующей редакции:

«3. Требования, предъявляемые к судьям судов Республики, определяются конституционным законом».

14. Статью 81 изложить в следующей редакции:

«Статья 81

Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, в предусмотренных законом случаях рассматривает отнесенные к его подсудности судебные дела и дает разъяснения по вопросам судебной практики».

15. Пункт 1 статьи 83 изложить в следующей редакции:

«1. Прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование».

16. Пункт 5 статьи 86 изложить в следующей редакции:

«5. Полномочия маслихата прекращаются досрочно Президентом Республики после консультаций с Премьер-Министром и Председателями палат Парламента, а также в случае принятия маслихатом решения о самороспуске».

17. Пункт 4 статьи 87 изложить в следующей редакции:

«4. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики с согласия маслихатов соответственно областей, городов республиканского значения и столицы. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом законом. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей».

18. В статье 91:

1) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления не могут быть изменены»;

2) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Изменения и дополнения в Конституцию Республики выносятся на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента Республики при наличии заключения Конституционного Совета об их соответствии требованиям, установленным пунктом 2 настоящей статьи».