Как организовать инклюзивное обучение в детском саду

МОН РК внес новые изменения в квалификационные требования для педагогов, которые работают в условиях инклюзивного образования. В новой рекомендации поясним, каким требованиям теперь должны соответствовать педагоги и какие условия необходимо создать в детском саду для инклюзивного образования, потребность в котором растет из года в год.

Квалификационные требования для специальных педагогов

Для развития инклюзивного образования нужна серьезная психологическая, методическая и методологическая подготовка педагогов. Возьмите на работу профильных специалистов. Министерством внесены изменения в квалификационные требования, предъявляемые к педагогам, работающим с детьми с ООП: разработаны новые квалификационные требования педагога-ассистента. Для этого внесите изменения в должностные инструкции узких специалистов. Используйте образцы документов.

Специальная образовательная среда  

Чтобы организовать специальную образовательную среду для детей с ООП, создайте психолого-педагогический консилиум. Перечень специальных условий для обучения устанавливает психолого-медико-педагогическая консультация. Она выдает заключение, в котором рекомендует воспитаннику специалистов сопровождения, образовательную программу и условия обучения.

Ребенка относят к детям с ООП только по заключению психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Она должна установить, что ребенок имеет нарушения в физическом или психологическом (психическом) развитии и нуждается в специальных условиях обучения и воспитания.

Поручите специалистам разработать адаптированные образовательные программы (АОП) дошкольного образования для детей с ООП. Для этого создайте рабочую группу и возглавьте ее. Предварительно запросите у родителей согласие на обучение ребенка по АОП.

Для родителей заключение психолого-медико-педагогической консультации носит рекомендательный характер. Представлять заключение ПМПК в детский сад или нет, они решают самостоятельно. Если родители представили заключение ПМПК и дали согласие на обучение ребенка по адаптированной основной образовательной программе, вы обязаны создать специальные условия для обучения. Учитывайте рекомендации ПМПК по образовательной программе, форме обучения и работе специалистов сопровождения.

Адаптация детского сада 

Адаптируйте детский сад к нуждам детей с особенностями развития. Для этого обеспечьте доступную среду для инвалидов по зрению и слуху, безбарьерную среду для маломобильных детей. Убедитесь, что воспитанники могут получить равный доступ к территории, помещениям, учебным пособиям и игрушкам.

Перечень того, чем должен быть оснащен детский сад, есть в приказе МОН РК от 22.01.2016 г. № 70. Это, например, тактильные панели, классы с рельефно-точечным шрифтом Брайля (книги и плакаты) и специальные фонари для слабовидящих детей, санитарные комнаты и кнопки вызова. Помимо инфраструктуры детям с ООП нужны специальные учебники.

Проконтролируйте, чтобы специалисты применяли формы и методы работы, которые обеспечат всестороннее развитие детей с ООП.

Работа в детском саду 

В детском саду практикуйте различные методы терапии для детей: игротерапию, сказкотерапию, смехотерапию. Организуйте коррекционную работу в сенсорной комнате. Особое внимание обратите на режимные моменты и культурные мероприятия.

Проводите с воспитанниками индивидуальные, групповые и фронтальные занятия.

Индивидуальные занятия

Запланируйте индивидуальные занятия ребенка с психологом, логопедом, дефектологом и другими специалистами. Узкопрофильные специалисты должны определить зону ближайшего развития ребенка с ее последующим расширением.

Групповые занятия

Для групповых занятий разделите группу на подгруппы: по личным симпатиям, интересам, но не по уровню развития. В процессе занятий дети станут помощниками педагога: будут подбадривать неуверенных, помогать им советом и непосредственным участием. Обеспечить такое взаимодействие – основная задача групповой формы обучения. Каждая подгруппа должна сидеть компактно, но при этом автономно, на некотором расстоянии от других, потому что на занятии не будет абсолютной тишины. Внутри подгруппы дети общаются и взаимодействуют. Тематика занятия может быть общей для всех, например, лепка по сказке «Колобок».

Фронтальные занятия

Чтобы решать познавательные и социальные задачи, организуйте фронтальные занятия. Оптимальный метод работы – рассадить детей по кругу и вести открытую беседу. Посвятите фронтальное занятие художественной деятельности: музыкальному уроку, театральному представлению, игре-путешествию, знакомству с произведениями искусства. Важен эффект эмоционального воздействия и сопереживания, что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению.

Игротерапия

Организуйте свободные и целевые игры в специально оборудованных помещениях и во время прогулок. С помощью игры формируются такие важные психические функции, как мышление и воображение. Обеспечьте ребенку условия для совместной активности с другими детьми в микрогруппах по дополнительным развивающим программам. Например, «Маленький исследователь», «Познаем мир», «Лекотека», программы физвоспитания. Игровая терапия повысит самооценку ребенка, разовьет коммуникативные навыки, понизит уровень тревожности и страха.

Сказкотерапия

Метод сказкотерапии применяйте для развития, коррекции и реабилитации ребенка через речь. Наблюдая за персонажами, он учится решать актуальные проблемы и развивает воображение: перенимает идею, что многое можно исправить, что нужно пробовать снова и снова, что добро и смелость поощряются. Разнообразьте сказкотерапию дидактическими играми: «Помоги герою сказки пройти через лабиринт», «Разложи сказки по картинкам», «Собери бусы для Маши», «Одень Алдара косе».

Смехотерапия

Используйте смехотерапию – метод коррекции настроения, который особенно важен в период адаптации ребенка к детскому саду. Он помогает воспитаннику расслабиться, снять психологические зажимы, после чего мягко меняется восприятие нового окружения – от настороженного к принимающему.

Коррекционная работа в сенсорной комнате

Проводите с воспитанниками коррекционные занятия в сухом бассейне. Они подходят для детей с ДЦП, ранним детским аутизмом, синдромом Дауна. В зависимости от целей занятия помогут достичь эффекта расслабления или, наоборот, повысить двигательную и эмоциональную активность. Погружаясь в бассейн, ребенок принимает ту позу, которая соответствует его мышечному тонусу. Контакт шариков со всей поверхностью тела создает массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Это помогает ребенку избавляться от негатива и укреплять нервную систему.

Режим дня для детей 

Специальных требований к режиму работы групп для воспитанников с ООП нет. Ориентируйтесь на общие правила. Чтобы определить распорядок дня воспитанников, ориентируйтесь на СанПиН (приказ МЗ РК 09.07.2021 № ҚР ДСМ-59) и рекомендации ПМПК. Следите, чтобы режим дня соответствовал возрастным особенностям детей и способствовал их гармоничному развитию. Учтите, что комиссия может рекомендовать сократить пребывание ребенка с ООП в детском саду. Например, предложить посещать группу кратковременного пребывания не более 5 часов в день. Рекомендация должна быть выполнена как детским садом, так и родителями.

Посоветуйте каждый день спрашивать у воспитателя, как ребенок провел день, какие сложности возникали и над чем можно поработать дома. Если объединить усилия педагогического коллектива и родителей, процесс адаптации пройдет быстрее и эффективнее.

Ситуация

В каких  случаях могут отчислить из детского сада

Отчисление воспитанников из дошкольных организаций может быть в случаях

1) нарушения требований договора между дошкольной организацией и родителем или иным законным представителем воспитанника;

2) пропуска воспитанником более одного месяца без уважительных причин и предупреждения администрации;

3) наличия медицинских противопоказаний, препятствующих его пребыванию на основании справки врачебной консультационной комиссии (п. 11. приказа МОН РК от 30.10.2018 г. № 595).

Ситуация

Ребенок не ходил в детский сад около трех месяцев во время ЧП, можно ли его отчислить

Нет, нельзя.

Так как за воспитанником сохраняется место в дошкольной организации в случаях

1) болезни, лечения, оздоровления, коррекции и реабилитации воспитанника в организациях здравоохранения, образования и иных организациях (при предоставлении справки по показанию, заключения);

2) при предоставлении письменного заявления одного из родителей или законного представителя воспитанника на отпуск или оздоровление воспитанника сроком до двух месяцев в год.

3) на период введенного чрезвычайного положения (чрезвычайных ситуаций социального, природного, техногенного характера) в населенном пункте (пп. 2) п. 10 приложения 1 к приказу МОН РК от 30.10.2018 г. № 595).

Взаимодействие родителей с педагогами в период адаптации 

Чтобы взаимодействие родителей с педагогами в период адаптации детей с ООП в детском саду было эффективным, следите, чтобы в процесс инклюзивного образования вовлекали родителей воспитанников. Если объединить усилия семьи и педагогов, процесс адаптации к детскому саду пройдет быстрее, а эффективность обучения повысится.

Предложите родителям принять участие в занятиях и объедините их в группы с детьми. В рамках занятий дети смогут играть с родителями и совместно выполнять творческие задания, что поможет находить конструктивные способы поведения и создавать «ситуации успеха».

Познакомьте ребенка и родителей с педагогами. Расскажите родителям о том, как будет проходить обучение, о режиме дня. Сделайте акцент на том, что начинать приучать ребенка к режиму нужно дома. Например, следить за тем, чтобы приемы пищи и сон были в то же время, что и в группе. Объясните, что нельзя игнорировать советы воспитателя и специалистов.

Формы работы с родителями 

В работе с родителями используйте индивидуальные и групповые формы работы.

К индивидуальным формам работы относят:

1. Индивидуальное консультирование. Проводите его, чтобы сообщить родителям результаты диагностики воспитанника и обсудить ход коррекционной работы. Рассказывайте об особенностях ребенка, подчеркивайте его положительные качества. Объясняйте, какие занятия нужны, к каким специалистам обращаться и как заниматься в домашних условиях.

2. Общение через социальные сети. В случае усиления ограничительных мер создайте форум или чат на сайте детского сада, чтобы информировать и консультировать родителей. Можете использовать для этой цели мессенджер.

3. Совместные занятия «ребенок – педагог – родитель». Цель встреч – вовлечь родителей в образовательный процесс. В ходе занятий они узнают требования, которые предъявляют к ребенку, видят его успехи и неудачи, вместе с педагогами ищут пути выхода.

К групповым формам взаимодействия относят:

1. Родительские лектории, практикумы, тренинги.

Помогают родителям выработать педагогические навыки и эффективно решать педагогические задачи. Выбирайте разные темы. Например, мастер-класс по обучению дыхательным, артикуляционным упражнениям, речевым играм. Можете проводить мероприятия в режиме онлайн.

2. Обмен опытом между родителями.

Организуйте родительский клуб или группу взаимопомощи. Родители смогут обмениваться там опытом по семейному воспитанию и обучению детей с особенностями развития. Посвящайте встречи узкому вопросу, заранее определяйте выступающих и давайте им время на подготовку. Тогда выступления родителей будут приносить пользу остальным. Постарайтесь, чтобы атмосфера встреч была комфортной. Можете разработать правила поведения и общения в группе. Для этого обратитесь за советом к педагогу-психологу или в центр психолого-медико-социального сопровождения.

3. Родительские собрания.

На общих собраниях поднимайте вопросы, которые касаются воспитанников с ООП и инвалидов. Давайте возможность выступить и специалистам, и родителям таких детей. Так вы сформируете лояльное отношение остальных родителей к воспитанникам с ООП и поможете интегрироваться их родителям в коллектив.

4. Совместные досуговые мероприятия.

Организуйте показ сказки, где роли исполняют дети и родители, концерт художественной самодеятельности, дни именинника, конкурсы, соревнования. Так вы поможете родителям увидеть своего ребенка в новой роли, а ребенок получит возможность социального общения и сможет проявить себя в коллективе.

Многие родители детей с особенностями боятся проявления жалости к себе и своим детям. Похвалу в адрес ребенка воспринимают как адекватную, только если она исходит от специалистов, которые могут профессионально оценить результаты обучения. Поэтому на конкурсы и соревнования в качестве членов жюри приглашайте экспертов, значимых для родителей.

Чтобы облегчить адаптацию ребенка с ООП к детскому саду, выдайте родителям памятку со списком рекомендаций.